Статья о том, как при помощи подручных и специализированных средств отмыть автомобиль от битума. Сравним эффективность разных составов.

Автолюбители с опаской ждут начало лета, так как именно в это время начинаются дорожные работы с использованием битума (он же гудрон). Такие участки дорожного полотна нередко открывают еще до того, как новое покрытие застыло, да и сам асфальт в условиях сильной жары буквально начинает плавиться. Кузов машины также способен нагреваться до 80 градусов и выше, поэтому если на него попадает битум, он начинает быстро проникать в структуры ЛКП. Поэтому важно как можно быстрее избавиться от налипшего гудрона. Сделать это не так просто, но возможно, если подобрать правильное средство.

Пятна от битума на автомобиле

Подручные средства

Бывалые автовладельцы предпочитают не тратить лишние деньги и пользуются дедовскими методами или просто какой-нибудь агрессивной и сильно вонючей жидкостью, завалявшейся в гараже.

Растворители

Если отдать предпочтение обычным составам (647, 646 и аналогичным), то удалить получится только совсем свежее загрязнение. Такие растворители очень быстро испаряются и просто не могут оказать действенного влияния на битум.

Если же воспользоваться Уайт-спиритом, то он будет более эффективным. Но работать нужно обязательно в маске и перчатках. Этот растворитель обладает очень едким запахом и его пары не должны попадать в легкие человека. Также нужно учитывать, что этот состав может легко лишить ЛКП блеска, поэтому лучше сначала протестировать его на малозаметной зоне.

Для очистки можно использовать различные растворители

Алгоритм очистки такими средствами следующий:

  • Моем машину автомобильным шампунем и дожидаемся высыхания ЛКП.
  • Губку или ватный диск опускаем в средство на несколько минут.
  • Начинаем аккуратно стирать пятно.
  • Если никакого эффекта не видно, то лучше не пытаться тереть с большей силой.

Повторять такую процедуру стоит не больше 2-3 раз, чтобы на этот счет не говорили «бывалые».

Солярка, керосин и бензин

Идеальным вариантом считается авиационный керосин, но найти его почти не реально. За неимением оного можно использовать обычный керосин или солярку. Но нужно быть готовым, что независимо от количества перчаток, руки потом будут долго пахнуть.

Керосин и бензин нужно использовать очень осторожно

Если использовать керосин или солярку, то наносить средство нужно строго на пятно. В противном случае такое средство может «прихватить» с собой и часть ЛКП. А вот от бензина и вовсе лучше отказаться, он может нанести еще более серьезные повреждения. После обработки нужно обязательно помыть машину, так как солярка и прочие аналогичные составы оставляют после себя жирные пятна.

WD-40

Универсальное «средство от всего и вся» может помочь, но нужно запастись терпением. В WDшке 50% уайт-спирита, поэтому логично, что она должна справляться с разного рода загрязнениями. Но, во-первых, при таком количестве растворителя тереть поверхность придется очень долго. Во-вторых, мы помним, что растворитель стирает блеск. Если это не принципиально, то:

  • Моем машину.
  • Наносим WD на загрязнение на 10-15 минут.
  • Стираем состав и снова наносим.

WD40 является универсальным, но не самым дешевым средством

Так нужно повторять пока не закончатся нервы или, пока не отойдет пятно. Если такие эксперименты проводить нет желания, от средств агрессивных перейдем к более оригинальным.

Прочие подручные средства

Когда ничего не помогает, но покупать специализированные составы не хочется, можно попробовать:

  • Алкоголь или жидкость для снятия лака. Ацетон и спирт хорошо справляются с различными загрязнениями, но битум не возьмут. Исключением могут быть только совсем незначительные пятна по 2-3 мм.
  • Маргарин. Можно использовать и сливочное масло, но по стоимости оно выйдет примерно, как специализированное средство. Маргарин обладает такой же жирной структурой, поэтому он способен размягчить битум, но только если пятно получено только что. В этом случае нужно нанести субстанцию на загрязнение и подождать 2-3 часа. Если нет маргарина, то можно воспользоваться и подсолнечным маслом, только им нужно будет периодически снова поливать пятно.
  • Абразивная глина. Перед ее использованием нужно смочить водой загрязнение. Потом требуется размягчить глину и сделать из нее лепешку. С ее помощью нужно начать аккуратно оттирать пятно.

Абразивная глина поможет справиться с незначительными загрязнениями

Такие средства помогают крайне редко, а агрессивные растворители могут нанести вред ЛКП. Чтобы исключить вероятность неудачи, стоит отдать предпочтение специальным составам.

Специализированные составы

Из таких средств можно выделить несколько типов:

  • Профессиональные очистители. Чаще всего производятся в форме аэрозолей, поэтому работать с ними очень удобно. Некоторые составы нужно выдерживать на поверхности, другие – нет.
  • Автоскрабы. Это современные средства по уходу за машиной, которые представляют собой прорезиненные круги, салфетки или перчатки. Они отличаются высокой эффективностью, но и стоят дороже.
  • Синтетическая глина. Еще одна современная разработка. Такие средства одновременно эффективны и совершенно безопасны для ЛКП. Глина очень похожа на пластилин. Она хорошо обволакивает битум и без проблем удаляет даже серьезные загрязнения.

Независимо от выбранного состава, нужно следовать инструкции и некоторым общим рекомендациям:

  • В самом загрязнении содержится песок и пыль, поэтому нельзя размазывать его по всей поверхности, это создаст царапины на ЛКП. Лучше отдавать предпочтение размягчающим средствам.
  • Ни в коем случае нельзя пытаться удалять битум механическим методом (отверткой, ключами и прочим).
  • В продаже есть очистители, которые нельзя использовать на свежеокрашенных поверхностях или при обработке нового автомобиля.
  • Хороший очиститель не обязательно должен быть дорогим.
  • Чистку лучше выполнять в тени, так как под солнечными лучами более серьезные следы могут оставить растворители (если используются кустарные методы очистки).

Неправильное удаление битума может привести к повреждению ЛКП

  • В составе чистящих средств могут быть легко воспламеняемые вещества, поэтому курить во время работы нельзя (разумеется, это касается и использования керосина, бензина, растворителей).
  • Очищать поверхность лучше всего не ветошью, а тряпкой с микрофиброй.
  • Даже профессиональные средства нельзя передерживать.
  • Для более быстрой очистки можно использовать щетку, но только не с жесткой (ни в коем случае не с металлической щетиной).

Специальных средств в продаже много, а ценник сильно отличается. Чтобы выбрать оптимальный вариант, проверим работу нескольких составов.

Сравнение популярных средств

Для того, чтобы проверить средства, разобьем загрязнения битумом на несколько категорий:

  • Незначительные. Диаметр пятна до 2 мм. Это небольшие рассеянные точки.
  • Средние. Длина загрязнения в виде полос может доходить до 5 см.
  • Сильные. Густые налипшие куски битума размером до 25 см2. Такие загрязнения можно легко получить из-под колес едущего впереди автомобиля.

Рассмотрим, как разные составы справятся с такими видами пятен.

Expert

Состав производится ООО «РусХОЛТС», выпускается во флаконе с распылителем, объемом 500 мл. Стоит от 150 до 250 рублей. Expert уже после нанесения и 2-х минут ожидания уносит с собой незначительные и средние загрязнения. Битумные точки и полосы просто стекают вместе с жидкостью. Остальное нужно только протереть мягкой тканью и ЛКП как новенькое.

Отечественный состав Expert хорошо удаляет загрязнения

Чтобы удалить сильное загрязнение, потребуется вторая обработка. Частично такой «битумный квадрат» отвалится и после первого нанесения, но что-то точно останется. А вот после второй обработки можно забыть о проблеме. Единственный незначительный минус средства – тугой «курок» у распылителя.

Gunk

Средство от компании Radiator Specialty (США), специализирующейся на автохимии. Продается в виде аэрозоля. Помогает от налипших смол, жира, птичьего помета, насекомых и многого другого, включая битум. Стоит такое средство дороже, около 430 рублей (340 г). Но, увы, кроме мелких загрязнений (совсем небольших точек), очиститель больше ничего осилить не сможет.

Состав GUNK очень жидкий и плохо удаляет битум

Главная проблема в том, что Gunk слишком жидкий, поэтому он сразу стекает с кузова. То есть придется наносить его на тряпку и методично тереть. При условии цены вопроса – это не самое удачное средство.

Hi-Gear

Профессиональный очиститель от компании Hi-Gear Products, Inc. в виде похожего на Gunk аэрозоля, тоже не справляется со всеми видами загрязнений. При этом стоит он также более 400 рублей. Состав не настолько текучий и создает довольно густую белую пену, которая задерживается на битуме. Но удаляет она только мелкие точки. Если начать тереть более серьезные загрязнения, то средство просто смешивается с битумом и только увеличивает площадь пятна. Полностью удалить такой гудрон не получится, все равно останется серо-грязное пятно.

Средство HI-GEAR тоже плохо стирает битум

Prestone

Еще один продукт, который стоит дорого, но своих функций не выполняет. При стоимости в 288 рублей, аэрозоль выдает пену, которая не способна смыть даже мелкие точки. Если два предыдущих варианта частично справились с задачей, то Prestone не изменил совершенно ничего. Поэтому его стоит использовать только для менее серьезных загрязнения (например, удалять насекомых).

Аэрозоль PRESTONE стоит дорого, но не справляется с задачей

Kerry

Очиститель битумных пятен производится ЗАО «Эльф Филлинг» (Россия), стоит около 120 рублей. Продается в виде аэрозоля или флакона с распылителем. Это еще одно подтверждение того, что отечественные производители лучше понимают, что собой представляют серьезные загрязнения. За несколько минут после обработки, пена Kerry стекает с кузова и полностью смывает все мелкие пятна. От средних загрязнений остаются еле заметные следы, а «битумный квадрат» хорошо размывается.

Очиститель KERRY хорошо проявил себя

Если нанести средство еще раз, то поверхность очищается полностью. При этом не нужно прикладывать вообще никаких усилий.

Liqui Moly

Бренд немецкого производителя прекрасно всем известен. В Liqui Moly действительно внимательно следят за качеством составов, поэтому уже после первого нанесения аэрозоля, пятна сдаются. При этом желто-серой массой стекают с кузова точки, полосы и «битумный квадрат», тереть ничего не приходится. Второе нанесение нужно больше психологически, чтобы уж наверняка удалить даже едва заметный намек на загрязнение.

Очистители LIQUI MOLY демонстрируют лучший результат

Стоит такой аэрозоль от 300 до 550 рублей. Но если учесть экономичность использования, то выходит не так и дорого.

Элтранс

Еще один отечественный состав от производителя ООО «Элтранс-Н» также хорошо справляется со своей задачей. Правда, жидкость (продается в виде аэрозоля или флакона с распылителем) отличается неприятным и довольно едким запахом. Стекает с поверхности быстро, но успевает зацепить основную часть загрязнений. Если подождать 1 минуту и протереть кузов тряпкой, то все точки исчезают. Для того чтобы избавиться от средних загрязнений, потребуется еще 2-3 нанесения. От большого битумного пятна могут остаться частички.

Жидкость ЭЛТРАНС хорошо очищает кузов

Автоскрабы и синтетическая глина удаляют загрязнения не хуже, но стоят дороже. В продаже не так много разновидностей таких средств. Но если хочется попробовать, то стоит обратить внимание на:

  • NANOSKIN AUTOSCRUB WASH MITT FINE GRADE. Это скраб в виде варежки с низкой абразивностью. Стоит около 3500 рублей.
  • Magic Clay Bar Super Auto. Синтетическая глина (100 г). Обойдется в 300-400 рублей.

В заключении

Многие составы стоят даже дешевле сливочного масла или того же WD-40. Поэтому нет смысла изобретать колесо, когда уже давно есть велосипед. Лучше всего пользоваться именно автохимией, тогда ЛКП прослужит дольше. Также нужно стараться избегать участков дороги, на которых ведутся или недавно велись работы. При передвижении по таким зонам рекомендуется снижать скорость до 40-60 км/ч.