Резонатор глушителя подавляет звуковые колебания, возникающие при выходе из камеры сгорания. Читайте об устройстве малого глушителя и технологии самостоятельной установки и замены этого устройства.
При работе любого механизма создается характерный шум, а если дело касается бензинового ДВС, то «звуковые эффекты» отличаются повышенной громкостью, которая доставляет массу дискомфорта как самому водителю, так и другим участникам дорожного движения, а также пешеходам. Как известно роль поглотителя шума играет штатный глушитель, являющийся частью выхлопной системы, однако мало кто знает, зачем нужен резонатор, который также представляет собой важную комплектующую этого узла.
Из названия очевидно, что эта деталь отвечает за резонирование звуковых потоков, возникающих в процессе работы двигателя автомобиля. Проще говоря, резонатор гасит звуковые колебания в момент выхода выхлопных газов из камеры сгорания. Рассмотрим подробнее устройство и особенности этого элемента.
Как устроен резонатор
Внешне резонатор очень похож на глушитель, поэтому его зачастую называют малым или дополнительным глушителем. Эта довольно сложная деталь состоит из большого количества слоев, при этом из них выполняет свою функцию.
При взгляде на резонатор в разрезе, становится очевидно, что он действительно очень напоминает штатный глушитель автомобиля. Если говорить подробнее, то:
- Конструкция резонатора представляет собой несколько камер разделенных специальной сеткой, благодаря которым происходит постоянное сужение и расширение газовых потоков, которые поступают резкими рывками. Резонатор позволяет выровнять эту пульсацию, создавая равномерные потоки.
- Благодаря смещению этих камер направление движения потока выхлопных газов меняется, что также позволяет сглаживать неравномерные пульсации.
- Частота выхлопных газов гасится также благодаря внутренней перфорации. Она позволяет снизить громкость звуков выхлопов.
Работа резонатора осуществляется благодаря большому количеству закрытых полостей, связанных с трубопроводом множеством отверстий. Все существующие в детали отверстия вызывают колебания разной частоты, которая меняется за счет трения.
Располагается резонатор между штатным глушителем и приемным коллектором (либо нейтрализатором). Однако месторасположение этого элемента может отличаться в зависимости от модели и производителя автомобиля.
Если говорить о характеристиках резонаторов, то выделяют несколько типов, по которым эти изделия отличаются.
Виды резонаторов выхлопной системы
Дополнительные глушители делятся на 2 типа в зависимости от двигателей, с которыми они используются:
- Для двухтактных двигателей. Если на автомобиле установлен такой мотор, то использовать резонатор нужно обязательно. Дело в том, что отсутствие этого устройства приведет к повышенному расходу бензина, ликвидации несгоревшего полностью топлива и газовому удалению. Скорость машины при этом снизится.
- Для четырехтактных. В этом случае резонатор становится больше проблемой, нежели решением. Если его демонтировать, то это приведет к увеличению мощности мотора на 15%.
Также резонаторы отличаются по конструкции. Встречаются стандартные моноблочные изделия, но все чаще автолюбители отдают предпочтение комбинированным моделям. Они состоят из двух частей: классической конструкции оснащенной трубой и перегородками и камерой заполненной специальным шумопоглощающим материалом (чаще всего это базальтовое волокно). Комбинированные резонаторы считаются более современными и эффективными.
Помимо этого малые глушители бывают короткими, средними и длинными. Также они отличаются по объему. Стоит отметить, что именно от этого показателя напрямую зависит эффективность этого устройства. Если объема не будет хватать, то при резком нажатии газа шум будет сильно увеличиваться.
Малые глушители изготавливаются из разных материалов. Недорогие модели производят из алюминированной стали, по большому счету это обычная сталь на которую тонким слоем нанесен алюминий. Это позволяет защитить изделие от коррозии на какое-то время.
Полезно! Самыми долговечными и качественными считаются изделий из нержавейки с двойным корпусом.
Так как на выхлопную систему, включая резонатор, постоянно оказывается влияние высоких температур, то это приводит к частым сбоям в работе. Дабы избежать неприятного сюрприза рекомендуется периодически производить диагностику этого узла автомобиля и выявлять возможные «симптомы» неисправностей.
Признаки неисправности резонатора глушителя
Любые неисправности резонатора могут привести к понижению мощности мотора, а также повлиять на уровень шума. Чаще всего автолюбители сталкиваются со следующими признаками ухудшения работы дополнительного глушителя:
- Увеличилась громкость звука работающей выхлопной системы.
- Появился металлический дребезжащий шум в месте, где установлен резонатор. Причиной этому может стать то, что одна из внутренних частей резонатора прогорела насквозь.
- Мощность двигателя начала падать. Это является следствием уменьшения пропускной способности дополнительного глушителя.
Если вы заметили один или сразу несколько характерных признаков, произведите ремонт или замену резонатора.
Ремонтируем резонатор выхлопной системы
Самая распространенная проблема практически всех резонаторов – это появление дырок и ржавчины. В этом случае обращаться в автомастерскую или покупать новую деталь необязательно, проще и дешевле произвести ремонт резонатора своими руками, для этого:
- Вырежьте жестяную пластину большего размера, чем образовавшаяся дыра.
- Затрите наждачкой место, на которое планируется установить заплатку.
- Высверлите несколько отверстий на дополнительном глушителе и самой заплатке, чтобы ее закрепить.
- Используя шпатлевку и отвердитель, зафиксируйте заплатку на резонаторе.
- Закрутите саморезы в проделанные отверстия.
Заводить машину сразу не рекомендуется, так как шпатлевка должна затвердеть.
Благодаря такому ремонту вы сможете использовать малый глушитель еще пару лет. Однако если поломка оказалась более серьезной, то без замены, вышедшей из строя детали, будет не обойтись.
Меняем резонатор глушителя своими руками
Чтобы сменить резонатор без помощи специалистов вам потребуется:
- сам резонатор;
- комплект прокладок, крепежей, а также уплотнительное соединительное кольцо для нового малого глушителя;
- антикоррозийный спрей (например, WD-40);
- ключи на 17.
После того как вы подготовили все необходимое, загоните машину на эстакаду или смотровую яму. Воспользуйтесь ручным или стояночным тормозом, либо просто поставьте автомобиль на передачу. Далее:
- Обработайте места крепления резонатора к глушителю и сами болты антикоррозийным составом.
- Демонтируйте старый резонатор. Если снять его будет сложно, повторите обработку антикором. Скорее всего, болты в любом случае придется срывать, однако есть шанс их уберечь.
- Отсоедините хомут, который крепит резонатор к глушителю.
- Разъедините трубы и избавьтесь от металлического уплотнителя.
- Ослабьте крепежные гайки резонатора, которые соединяют его с нейтрализатором или коллектором.
- Приподнимая резонатор, аккуратно снимите подушки подвески с кронштейнов.
- Полностью открутите крепежные гайки и снимите малый глушитель.
- Установите новый резонатор, действуя в обратном порядке.
Полезно! После того как вы соединили резонатор с глушителей, обязательно убедитесь, что в местах стыков нет щелей или зазоров.
В заключении
Резонатор выхлопной системы без сомнения влияет на уровень комфорта водителя. Помимо этого он позволяет избежать излишнего потребления топлива и снижения мощности мотора. Обеспечение качественной работы и своевременной замены этого элемента является одной из важных задач.