Многие полагают, что есть три типа амортизаторов: масляные, газовые и газомаслянные. Рассмотрим, каждую разновидность. Какие амортизаторы лучше и подходят для конкретных условий езды.
Подвеска автомобиля – это узел, от которого напрямую зависит уровень комфорта водителя авто и его пассажиров. Амортизаторы позволяют «гасить» колебательные движения вертикального направления, создаваемые пружинами, которые удерживают авто от наклонов. Поэтому кузов не раскачивается и не подпрыгивает на каждой незначительной кочке.
Несмотря на то, что амортизаторы отличаются небольшим размером и довольно простым строением, их нужно периодически менять. Именно в этот момент автовладелец и начинает гадать, какую систему лучше выбрать.
Особенности работы стандартного устройства
При обычной схеме на каждое колесо должно быть установлено по одному амортизирующему элементу (между самой подвеской и кузовом авто). Некоторые ставят и больше, полагая, что это сделает и обычной легковушки гоночный болид. Но, при выборе той или иной модели амортизирующего элемента, это не так важно.
По сути главным элементом, отвечающим за предотвращение колебаний, является сама пружина (рессора). Хоть она действительно гасит колебания, делает она это исключительно в одном направлении. В свою очередь амортизирующий элемент двигается в противоположную сторону. Если говорить о его конструкции, то стандартная модель представляет собой небольшой цилиндр, внутри которого движется поршень. Он оборудован клапанами с разными показателями пропускной способности. Поэтому в момент сжатия масло (или другая среда) расходуется больше, а во время растяжения меньше.
Но и внутри самого амортизатора могут происходить довольно сильные колебания. Чтобы их гасить также требуются демпфирующие элементы. Их роль выполняют так называемые компенсационные камеры, заполненные амортизирующей жидкостью. Они могут отличаться по принципу устройства, но суть у них одна – гасить колебания, обеспечивая более мягкое движение авто.
Разновидности амортизаторов
Хоть многие и уверены в том, что есть три разновидности амортизаторов, на деле же их две: газовые и масляные. Если речь о газомаслянных элементах, то это по сути те же газовые. И независимо от устройства изделия, в нем все равно присутствует масло. То есть в любом газовом амортизаторе есть эта рабочая жидкость (смазка). Газомаслянными иногда называют двухтрубные амортизирующие элементы, но, в отдельную категорию их точно выделять неправильно.
А почему же в продаже не встречаются только газонаполненные модели? Все предельно просто. Любой металлический элемент, который постоянно находится в движении нуждается в смазке. Если бы в газовом амортизаторе не было масла, то ресурс его службы был бы ничтожно мал. Без смазки многие «жизненно важные» элементы (например, сальники или штоки) быстро выйдут из строя.
Но, называть все модели масляными тоже не совсем корректно. Они отличаются по своему устройству и обладают своими плюсами и минусами.
Масляные амортизаторы
Такие изделия можно назвать классическими и наиболее простыми. Маслонаполненный амортизатор – это цилиндр, наполненный маслом, в котором приходит в движение шток с поршнем, на котором монтированы клапаны, прошедшие калибровку. Клапан, который открывается «на вылет» отличается меньшим диаметром, благодаря чему жидкость перегоняется медленнее, а соответственно и тратится меньше энергии.
В подобных амортизаторах нет газа или любой другой жидкости. Это простейшее устройство, за что его хвалят, а некоторые наоборот находят массу недостатков.
Плюсы и минусы
К плюсам можно отнести:
- Широкую распространенность.
- Низкую стоимость. Так как конструкция простая и не подразумевает никаких «наворотов», то и переплачивать не придется.
- Долгий эксплуатационный период. В среднем такого амортизатора хватает не менее, чем на 60 000 км.
- Хороший уровень комфорта. Хоть конструкция и простая, она справляется со своей задачей.
Но, если и «анти-фанаты» таких изделий. Их тоже можно понять, ведь амортизаторы этого типа обладают и большим количеством минусов:
- Низкой производительностью. Масло имеет свойство закипать при долгой работе. Это означает, что по кочкам не наездишься. Если довести рабочую жидкости почти до кипящего состояния, то работа поршня ухудшится, машина будет хуже «глотать кочки». Кроме этого частый перегрев скажется на вязкости состава, масло приобретет большую текучесть.
- Так как в устройстве такой модели предусмотрена воздушная компенсационная камера, то при снижении давления кислорода, масло будет проще проходить в камеру. Из-за этого амортизатор не сможет выполнять свою прямую функцию.
- Если в масло попадут воздушные пузырьки (плотность у воздуха меньше), то в момент сжатия амортизатора будет сжиматься воздух, а не перетекать масло.
- В условиях заморозков вязкость масла начинает повышаться, и оно намного медленнее перетекает из одной камеры в другую. Из-за этого первое время, пока рабочая жидкость не прогреется, подвеска будет довольно жесткой.
Еще одна отрицательная особенность таких моделей заключается в том, что они работают исключительно на сжатие (только в одном направлении). После этого шток не способен самостоятельно выйти обратно, вместо этого он вытягивается посредством пружины. Если ехать на небольшой скорости, то этот недостаток практически не заметен, но при быстром разгоне или резкой остановке начнет проседать задняя или передняя часть авто. Поэтому автовладельцы отдают предпочтение более современным моделям.
Масляные амортизаторы с газовым подпором
В таких моделях помимо масла (без него никуда) присутствует также и газ. Однако эти две среды не контактируют друг с другом. В газовом амортизаторе также есть шток с поршнем и обратным клапаном. Масляный цилиндр дополнен второй (отдельной) камерой. В ней и находится газ (как правило, азот) под давлением в пределах 12-30 атмосфер.
Такие амортизаторы относятся к более жестким. Камера, наполненная газом, способна работать как на сжатие, так и на разжатие. Как только сверху поступает нагрузка, шток начинает движение вниз. Отсек с азотом сжимается благодаря давлению, которое оказывает масло из верхней камеры. При снижении нагрузки отсек с азотом начинает расширяться, а шток выдавливается наверх. В этом случае колеса автотранспортного средства намного лучше прижимаются к дороге. Но, что это дает?
Плюсы и минусы
Прежде всего, благодаря более жестким амортизаторам управлять машиной намного легче и удобнее. Она не коренится, не проседает во время резких торможений и отлично входит даже в самые крутые повороты без крена. Именно такие элементы подвесок часто можно увидеть на спортивных автомобилях, которые предполагают далеко не самую спокойную езду.
Среди остальных плюсов стоит выделить:
- Отсутствие серьезных нагрузок. Газ отводит избыточную температуру от масла, благодаря чему рабочая жидкость не «закипает», а соответственно и не меняется его вязкость.
- Подвеска работает сразу в двух направлениях (сжатие/разжатие).
- Газонаполненным амортизаторам не страшны холода. Подвеска не изменит своих характеристик даже при сильном морозе.
- Больший ресурс работы (если сравнивать с масляными аналогами).
Но, не обошлось и без ложки дегтя. Эти амортизаторы:
- Стоят дороже масляных (почти на 30%), так как обладают более сложной конструкцией.
- Оптимально подходят только для ровного дорожного полотна. Если проехаться по проселочной дороге, то будет ощущаться каждая кочка.
- Чаще выходят из строя. Виной всему опять же усложненная конструкция, ведь «полететь» может одна из двух камер.
Двухтрубные газонаполненные амортизаторы
Они отличаются еще большим количеством элементов. Одна камера наполнена маслом. В ней движется поршень со штоком и клапанами. В нижней части отсека есть еще один элемент, который очень напоминает поршень. На нем тоже присутствуют обратные клапаны. Но, он выполняет немного другую функцию – отвечает за соединение первого и второго контура, в которых находится воздух при давлении примерно в 3 атмосферы.
Когда происходит сжимание, поршень начинает давить на масло, которое от этого проходит через клапан и направляется в воздушную камеру. При разжатии шток устремляется наверх, создавая относительно небольшое давление в 1-й камере. Благодаря этому масло, которое во время сжатия «посетило» воздушную камеру, возвращается обратно.
Плюсы и минусы
Такие изделия обеспечивают необходимую жесткость, но без неприятных последствий в виде ощущения каждой выбоины. При этом от рабочей камеры отводится тепло, значит и масло перегреваться не станет.
Но стоимость такого варианта выше, так как конструкция в этом случае еще больше усложнена. Также из-за наличия двух камер, амортизаторы этого типа намного меньше служат.
Что же выбрать
В этом случае все зависит от условий среды. Масляные модели подойдут тем, кто предпочитает ездить без спешки. Они дешевле, реже выходят из строя. Но, они не должны сильно перегреваться. Езда по кочкам не принесет неприятных эмоций, но она не должна быть долгой.
Газовые модели относят к так называемым эластичным и нелинейным, но только при условии езды по ровным поверхностям. Если шток будет вынужден постоянно перемещаться, то подвеска автоматически становится более жесткой.
Золотой серединой комфорта справедливо будет назвать двухтрубные газонаполненные модели. Они отлично подстраиваются под любую поверхность, поэтому даже при долгой езде по проселочным дорожкам серьезного дискомфорта не будет. Они подходят практически для любых автомобилей, но стоят дороже всего.