О молибдене ходит множество противоречивых слухов. Рассмотрим, преимущества и недостатки масел с содержанием MoS2, чем стандартный состав отличается от органического аналога и какой из них лучше.
За многие годы автопроизводство изменилось до неузнаваемости. Современные двигатели намного мощнее, выносливее и отличаются более сложной и высокотехнологичной конструкцией. Разумеется, для правильной работы силового агрегата нужно соответствующее масло, которое будет обладать лучшими смазывающими характеристиками, устойчивостью к трению и повышенным нагрузкам.
Сказать точно, какой состав моторного масла считается лучшим сложно, так как большинство производителей держат технологию производства в строгом секрете. Однако, условия жесткой конкуренции нередко толкают фирмы, специализирующиеся на автохимии, на создание чего-то нового и не такого как у всех. Одной из «фишек» современных масел стал молибден. Этот компонент обзавелся спорной репутацией, поэтому стоит разобраться действительно ли он способен улучшить или, наоборот, ухудшить работу силового агрегата.
Преимущества молибдена
Молибден, а точнее сказать дисульфид молибдена (MoS2) легко отличить по светло-серому оттенку. Данный компонент уже давно используется в металлургии, благодаря его повышенной жароустойчивости и отличной вязкости.
Интерес к этому веществу появился не вчера, а еще в годы Второй Мировой войны, когда MoS2 активно использовали немецкие танкисты. Если танк начинал терять масло, то благодаря этому компоненту он мог еще некоторое время продолжать двигаться, так как молибден способен оставлять отложения «питающие» мотор. Такой же хитростью пользовались и американцы во время военных действий во Вьетнаме. Они заливали молибден в трансмиссии вертолетов, чтобы те в аварийной ситуации не сразу камнем падали на землю, а могли еще какое-то время находиться в воздухе.
Все это стало возможным благодаря тому, что MoS2 образует на металлических поверхностях дополнительный защитный слой, молекулы которого очень быстро двигаются, благодаря чему исключается прямой контакт металлических элементов (снижается трение). Молибденсодержащие масла образуют дополнительный смазочный слой, который активируется в тот момент, когда обычная смазка перестает работать.
Также в продаже встречаются отдельные присадки на основе MoS2, которые, как многие полагают, улучшат качество и характеристики моторного масла. Доля истины в этом есть. Ведь молибден действительно является одним из немногих компонентов, способных работать как в экстремально высоких температурных режимах (до 400 градусов), так и при аномально отрицательных температурах.
Казалось бы, что может быть не так. Характеристики масла действительно улучшаются, но, все не так просто.
Почему не стоит использовать масла с MoS2
Согласно исследованиям, молибденовые присадки показывают высокую эффективность при работе агрегатов промышленного назначения (например, при использовании лебедок или редукторов с зубьями цилиндрической формы). Однако при эксплуатации высокооборотного бензинового двигателя все тесты оказались отрицательными. Почему?
Во-первых, моторное масло, в состав которого входит MoS2 представляет собой физическую, а не химическую смесь. Так как практически в любом моторном масле содержится много кальциевых присадок (необходимы для очистки мотора), получается не самый лучший коктейль. Частицы кальция начинают атаковать компоненты молибдена еще до того, как они смогут осесть на металле. Это приводит к образованию молекул довольно крупного размера, которые оседают в фильтре (сильно засоряя его) и попадают не только в нужные места (зоны трения), но, и достигают поршневых колец и других узлов.
Полезно! Помимо образования новых крупных молекул, молибден «истрачивает» кальций, поэтому двигатель не подвергается необходимой очистке.
Во-вторых, несмотря на то, что дисульфид молибдена и способен выдерживать высокие температуры, это еще не означает, что он остается безвредным. Под влиянием жара в области поршневых колец происходит отложение твердых продуктов сгорания, происходит так называемое закоксовывание. Это негативно сказывается на работе всей цилиндропоршневой группы. Двигатель начинает перегреваться, провоцируя тем самым еще больше отложений. Поэтому не удивительно, что уважающие свое имя автоконцерны настоятельно рекомендуют не использовать подобных составов.
Также многим будет интересно узнать, что даже популярные именитые присадки Liqui Moly допускается использовать только с маслами такого же производства, в которых нет кальция или цинка. Однако многие с сомнением относятся к этой информации. Есть мнение, что маркетологи оперируют устаревшей информацией и современные составы включают в себя все необходимые добавки, включая кальций.
Интересно! Особо пытливые автовладельцы, изучая особенности спецификаций Mercedes-Benz, нашли информацию, что на MoS2 нет лицензии, из-за того, что согласно тестированиям, после использования таких присадок сульфатная зольность превышала все допустимые нормы.
Не может и не смутить тот факт, что сам владелец Liqui Moly открестился от компании и создал новую фирму, получившую название Meguin, которая занимается производством составов без дисульфида молибдена.
Молибден молибдену рознь
Если речь идет именно о MoS2, то логичнее было бы применять такой компонент в качестве смазки подшипников или штрусов, но никак не для мотора. Поэтому можно сказать, что некоторые производители просто придумали очередной «пшик», который не несет пользы силовому агрегату, а напротив даже вредит.
Однако, данные утверждения совершенно не касаются органического молибдена, который применяется в современных комплексных составах (двухатомные MoDTC, MoDTP и трехатомные с цинком ZnDTTP). Этот компонент совершенно безопасен для двигателя и давно успешно используется в маловязких маслах 0W-20 и 5w20. Ярким подтверждением является масло Idemitsu ECO Medalist корейского производства.
Органический молибден также снижает трение, защищает детали от износа и даже позволяет немного сэкономить на топливе. При этом молибденовая присадка полностью растворяется в масле, улучшая его характеристики.
Полезно! Отличить масло с присадкой из органического молибдена очень просто – оно будет обладать зеленоватым цветом.
В заключении
На сегодняшний день производство масел с MoS2 облагается дополнительными пошлинами, что уже сильно усложняет жизнь производителей. В скором времени ожидается полный запрет использования таких компонентов, способных пагубно сказываться на работе самого силового агрегата и других узлов ТС. Поэтому не стоит слушать продавцов, которые с гордостью рассказывают обо всех достоинствах таких масел.
Если появилась необходимость снизить трение между металлическими деталями, то стоит рассмотреть применение синтетических масел, которые обладают отличными смазочными характеристиками. Например, стоит отдавать предпочтение составом на основе сложных эфиров (эстеров). Они отличаются прекрасной адгезией, высокой термической стабильностью и способностью образовывать стойкий смазочный слой.