Если загудел или стал подтекать насос гидроусилителя, не впадайте в панику от мысли о трате денег на новый насос, скорее всего ситуацию можно исправить, используя собственные силы.
Гидроусилитель руля (или сокращенно ГУР) – это элемент рулевого управления, предназначенный для уменьшения силы воздействия человека на поворот рулевого колеса. Благодаря этому устройству жизнь автолюбителей за последние несколько десятков лет заметно облегчилась. Помимо того что ГУР позволяет прилагать минимум усилия для вращения руля, он также улучшает маневренность автотранспортного средства, в результате водитель чувствует себя более комфортно.
Как и любая другая деталь машины, гидроусилитель может выйти из строя. Починить его можно как в автосервисе, так и самостоятельно. В отличие от установки электрики и таких вспомогательных элементов, как парктроники или сигнализация, ГУР требует большого опыта в подобных ремонтных работах. Поэтому если вы не уверены в своих силах лучше обратиться к специалистам, ну а если ваши навыки позволяют заниматься такими работами, то можно смело приступать к ремонту. В первую очередь необходимо убедиться, что проблема заключается именно в гидроусилителе.
Признаки неполадки ГУР
Существует несколько признаков, исходя из которых можно сделать вывод, что пришло время заняться гидроусилителем:
- Если вы заметили, что туго крутится руль с гидроусилителем. Причем происходит это на холостом ходу, а при увеличении оборотов проблема исчезает.
- Когда при вращении рулевого вала вы слышите неприятный свистящий звук (скорее всего, свистит ремень гидроусилителя).
- Начали свистеть подшипники.
Выход из строя ГУР чаще всего связан с проблемами в гидравлике, а точнее, с рабочей жидкостью. Исходя из этого, могло произойти следующее:
- Из гидроусилителя начала вытекать жидкость, в результате чего упал ее уровень в бачке и трубопроводе.
- Жидкость долгое время не меняли или использовали некачественный состав.
- В систему попали посторонние примеси.
- Жидкость не циркулирует в системе, в результате чего происходит перегрев гидроагрегата.
Если говорить о механических повреждениях, то наиболее частой проблемой является порванный ремень ГУР или неполадки насоса. Исправить эти поломки можно самостоятельно.
Натягиваем ремень гидроусилителя
Для того чтобы натянуть ремень гидроусилителя руля вам понадобятся:
- ключи;
- домкрат;
- наждачка;
- фонарь или лампа;
- отвертка.
Перед тем как натянуть ремень гидроусилителя, автомобиль необходимо загнать на яму и затянуть стояночный тормоз. После этого определите, где установлен ГУР. Если двигатель у вашего автомобиля имеет поперечное расположение, снимите переднее колесо со стороны шкивов и ремней. Поднимите авто на домкрате и зафиксируйте его. После этого выполните следующие шаги:
- Снимите с мотора защитный фартук. Для этого, используя отвертку, удалите все пластиковые клипсы, а потом с помощью торцевого ключа снимите имеющиеся крепежные болты.
- С помощью фонарика найдите, где крепится ГУР, точнее, его регулировочный болт.
- Используя накидной ключ, начните потихоньку поворачивать регулировочный болт и крутите его, пока ремень не натянется.
- Выполните тест на напряжение. Для этого необходимо взяться пальцами за сам ремень (между шкивами), оттянуть его и резко отпустить. Если ремень издал короткий и глухой звук – значит, вы все сделали правильно и натяжение оптимальное. Если вы услышали долгий и высокий «писк» - это свидетельствует о чрезмерном натяжении. В этой ситуации ремень нужно ослабить.
Если вы слишком сильно натянете ремень ГУР, то вы рискуете вывести из строя подшипники. Лучше придерживаться оптимальной силе натяжения, порядка 5-7 килограмм. Проверить силу натяжения можно и в процессе работы, для этого нужно надавить на ремень посередине с силой равной 3-4 килограммам. Если его длина небольшая, а шкивы расположены недалеко друг от друга, то он должен продавиться на 3-5 миллиметров. В случае, когда расстояние составляет 40-50 сантиметров, он должен продавливаться на 1,5-2 сантиметра.
Следующая проблема ГУР – это насосное оборудование.
Ремонтируем насос ГУР
Этот элемент можно попробовать перебрать, но довольно часто становится проще купить ремкомплект насоса гидроусилителя руля, стоимость которого составляет от 4 000 до 50 000 рублей в зависимости от марки и модели вашего автомобиля.
Независимо от того используете вы новый насос или хотите отремонтировать старый, до этого элемента еще предстоит добраться. Для этого вам понадобится:
- ключи на 12, 13, 14 и 24;
- съемник стопорных колец;
- 2 медные шайбы, прокладку для заднего кожуха, 2 уплотнительных кольца и сальник. Все это можно заменить готовым рекомплектом;
- подшипник;
- емкость и шприц, которые понадобятся для откачки жидкости из гидроусилителя;
- наждачка и тряпки.
Также не будет лишним подготовить рабочий верстак, чтобы на нем можно было спокойно разобрать насос. Лучше сразу подстелить для этого картон или полиэтилен. Далее, приступаем к работе, для этого:
- Немного опустите осевой болт, который держит насосный агрегат на скобе. Для этого используйте специальное отверстие в шкиве.
- Полностью открутите стопорную гайку и снимите ремень ГУР.
- Откачайте гидравлическую жидкость с помощью шприца. Для того чтобы масло вытекло полностью необходимо несколько раз повернуть руль в одну и другую сторону до упора.
- Найдите хомут, который расположен на шланге, идущем от расширительного бака, и ослабьте его. После этого трубопровод можно снять.
- Открутите крепежный болт, который удерживает шланг высокого давления (он будет идти от насоса к системе).
- Выньте осевой болт, который крепит насос к скобе и вставьте на его место отвертку или любой другой металлический прут, подходящий по диаметру. Таким образом, вы застопорите шкив.
- Открутите гайку, удерживающую шкив насоса.
- Вытяните насосный агрегат наружу и положите его на верстак. С помощью тряпок очистите его от грязи и масла.
- Используя съемник, уберите стопорное кольцо подшипника.
- Открутите болты, удерживающие заднюю крышку. После этого ее можно осторожно снять, используя небольшую отвертку.
- Снимите лопасти ротора и аккуратно уложите их в определенном порядке.
Полезно! Обязательно запомните положение лопастей, пока они еще собраны. После этого подготовьте пронумерованные листки.
- Снимите пластину, а также все детали, которые под ней находятся.
- Аккуратно простукивая отверткой, выбейте вал.
- Выпрессуйте подшипник с вала насоса.
- Смените подшипник на новый.
- Проверьте остальные детали насосного агрегата. Возможно, вы заметите какие-то дефекты или признаки износа.
- Очистите все поверхности от грязи и избавьтесь от шероховатостей с помощью наждачки.
Полезно! Даже обычная чистка всех элементов насосного агрегата позволяет продлить работу механизма без необходимости замены каких-либо элементов.
- Соберите систему в обратной последовательности. При этом не забудьте поменять сальник и уплотнительные кольца.
Если вы просто меняете насос ГУР на новый, то работы будет намного меньше, но в целях экономии можно попробовать продлить «жизнь» и старого насосного агрегата.
Если вы хотите приобрести новый насос, то лучше отдавать предпочтение пластинчатым (шиберным) моделям. Они на сегодняшний день пользуются наибольшей популярностью, благодаря долгому сроку эксплуатации и превосходным характеристикам.
Также причиной поломки ГУР могут быть связаны с попаданием воздуха в систему. Для удаления воздушных пузырей в этом случае необходимо использовать специализированное оборудование, которым может похвастаться далеко не каждый автовладелец. Поэтому в этом случае дешевле будет обратиться в автосервис.
В заключении
Мы рассмотрели возможные поломки гидроусилителя, которые можно исправить самостоятельно. Если ранее вы не выполняли таких работ обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя вашего авто и следуйте инструкциям. Для того чтобы облегчить сборку ГУР лучше подготовить чертеж гидроусилителя, на котором будут помечены все его элементы. Выкладывая каждую деталь на отдельный пронумерованный листок, вы не запутаетесь. Помните, система гидроусилителя напрямую отвечает за управляемость машины, а соответственно и за жизни пассажиров.