Турботаймер предназначен для того, чтобы защитить систему авто от перегрева. Но, это не означает, что всем обязательно нужно его устанавливать. Рассмотрим принцип работы модуля и его недостатки.
Далеко не все обладатели авто с трубокомпрессорами знают, что производители таких машин в инструкции к ТС обращают внимание на то, что после высоких нагрузок на мотор, его нельзя сразу отключать. Нужно подождать несколько минут, чтобы нормализовать температуру в системе. Если этого не делать, то, по словам специалистов, можно столкнуться с серьезными неисправностями и в итоге потратить немало денег на ремонт.
Но, так сложилось, что строго следовать рекомендациям никто не любит, поэтому автовладельцы начали повально устанавливать в машины турботаймеры. Действительно ли такие дополнительные модули так необходимы и их нужно устанавливать на все машины с турбиновыми двигателями?
Принцип работы турботаймера
Турбины двигателя отвечают за принудительное нагнетание воздуха в системе, топливо сгорает быстрее, а мощность самого силового агрегата увеличивается до 30%. При этом моторы этого типа хвалят за отличные тяговые характеристики и меньший расход бензина. Однако в связи с повышенными нагрузками подшипники вынуждены справлять с огромными температурами (в самом двигателе температурные показатели могут доходить до 800 градусов). Охлаждение же выполняется за счет циркулирующего масла. Как только мотор выключается, оно перестает свое движение. Если это происходит после долгой работы на высоких оборотах, то турбонагнетатель не будет успевать охлаждаться. Появляется большой риск его скорого выхода их строя.
Тут то на помощь и приходит компактное электронное устройство (не больше спичечного коробка) под названием турботаймер. Этот девайс предотвращает полную остановку мотора, после того как автовладелец вытащил ключ зажигания, поэтому «движок» работает на малых оборотах еще несколько минут, давая системам «прийти в себя». Турбина остывает, и срок ее службы продлевается. При этом автовладелец не обязательно должен сидеть в машине, достаточно закрыть ее и отправляться по делам. Мотор заглохнет самостоятельно.
Полезно! Часто турботаймеры входят в состав блоков сигнализаций.
Но, раз это такой полезный контроллер, который, к тому же, стоит не так дорого (от 1 000-3 000 рублей), то почему же производители не ставят такую полезную штуку на все автомобили? Все предельно просто. Никто не может предсказать, как именно тот или иной автовладелец предпочитает ездить. Если речь идет о стороннике высоких оборотов, то ему, безусловно, нужен этот миниатюрный девайс. Тем же, кто ездит спокойно нет совершенно никакой необходимости в установке такого узла, так как от его наличия мотору будет ни горячо ни холодно.
Кому нужен турботаймер
Пожалуй единственная категория, автовладельцев, которым требуется такое дополнение – это те водители, которые привыкли ездить на высоких оборотах (от 5 000 в минуту) или если авто постоянно эксплуатируется в условиях бездорожья. Однако даже и им не обязательно устанавливать турботаймер. Достаточно оставить авто работать на холостом ходу несколько минут и проблема будет решена. Поэтому, вернее будет сказать, что такой девайс больше нужен тем, у кого нет возможности оставаться в машине какое-то время после завершения езды.
Полезно! Если автовладелец ездит при 2000-3000 оборотах в минуту, то турботаймер совершенно не нужен, ибо система не так сильно разогревается, чтобы выйти из строя.
Но, даже в такой ситуации дополнительный адаптер может оказаться совершенно бесполезным:
- Сегодня выпускаются более современные турбины. В процессе их работы подшипники не разогреваются до экстремальных температур даже при условии высоких оборотов.
- В машинах класса «Премиум» обычно устанавливают охладительные системы с турбонаддувом, отвечающие за правильную циркуляцию масла.
Владельцам таких автомобилей не нужно ломать голову, производители уже все продумали. Но, даже если и в стандартной комплектации электропроводка ТС предусматривает дополнительное гнездо для турботаймера, то это вовсе не означает, что его нужно обязательно монтировать. Тем более что такой модуль может создать больше проблем, чем решить.
Недостатки использования турботаймера
Если появилось непреодолимое желание установить такой контроллер, то стоит сначала подготовиться к нескольким возможным проблемам, причем одна вытекает из другой. Если установить турботаймер, то получается, что после того, как автовладелец покидает машину и уходит по своим делам, двигатель, контролируемый датчиком, будет еще некоторое время активным. Если злоумышленник заметит такую особенность ТС, то он может воспользоваться этими несколькими минутами и без особых проблем проникнуть в авто.
Отсюда вытекает следующая проблема – нужно настроить девайс так, чтобы он гармонично взаимодействовал с сигнализацией авто. Если речь идет о простейшей охранной системе, то в ней предполагается, что как только машина переходит в режим охраны, мотор должен глохнуть. Поэтому придется либо полностью заменить модуль сигнализации (а всем известно, что это дело не из простых) или приобрести дополнительные устройства для того, чтобы «подружить» турботаймер с системой.
И тут появляется третья проблема – гарантийное обслуживание. Если автовладелец самостоятельно решил «перекроить» охранную систему, то тем самым он нарушает все условия использования оборудования. Поэтому если он что-то подключит неправильно и выведет из строя весь узел, то ему могут спокойно отказать в бесплатном ремонте или обслуживании. То же самое касается и владельцев авто на гарантии, в которых предусмотрена возможность подключения турботаймера. В этом случае установка девайса должна проводиться только в том сервисном центре, который был сертифицирован самим автопроизводителем. В противном случае пенять придется на себя.
Если все гарантийные сроки уже давно истекли, и возникла острая необходимость в установке такого модуля, то можно попробовать монтировать его самостоятельно.
Какой турботаймер стоит выбирать
Есть два вида таких блоков: индивидуальные (представляют собой только «коробочку», которую нужно правильно подключить к проводке) и аппаратно-программные (это целый блок охранной системы, оснащенный турботаймером).
В первом случае, заплатив порядка 1 000 рублей и обладая минимальными познаниями в электрике можно стать обладателем усовершенствованной системы. Однако автосигнализация с турботаймером позволит гарантированно защитить авто от действий злоумышленников. Но, в этом случае возникает много дополнительных проблем. Прежде всего, придется выложить довольно кругленькую сумму (до 40 000 рублей) за правильную установку «рукастыми» мастерами.
Если выбор все же пал на более дорогостоящее удовольствие, то стоит обратить внимание на следующие нюансы:
- Простейшие варианты не обладают большой функциональностью. Это означает, что таймер будет отвечать только за небольшую задержку отключения двигателя после извлечения ключа из зажигания. Настроить интервалы самостоятельно не получится.
- Лучше отдавать предпочтение проверенным и зарекомендовавшим себя производителям. Лучшие сигнализации с турботаймером выпускают отечественные компании Scher-Khan, StarLine и Pandora.
- Более качественные системы позволяют не только настраивать интервал отключения систем «под себя», но также контролируют режим парковки, положение рычага тормоза, наличие открытых дверей или крышки багажника и многое другое.
- В некоторых современных системах реализована возможность прогрева мотора без присутствия водителя в машине. Особенно это актуально в зимнее время, когда лишняя минута в холодном салоне ТС становится пыткой.
В заключении
Турботаймеры действительно выполняют возложенную на них функцию. Однако при более детальном рассмотрении становится очевидно, что устройства этого типа нужны крайне редко. Поэтому устанавливать или нет такую систему, нужно решать каждому самостоятельно.