В связи с постоянным подорожанием бензина многие задумываются о переходе на газ. Рассмотрим, так ли выгодны и безопасны такие системы или их установка – это только трата денег и времени.
Газомоторное топливо активно «продвигается» последние годы. В бюджете страны выделяются внушительные суммы на то, чтобы внедрить газ в российский автопром, морской, речной и даже воздушный транспорт. С конвейеров начинают сходить битопливные машины, которые оборудованы как привычной бензиновой, так и газовой системой.
Однако в то время, пока некоторые автовладельцы начинают с удовольствием следовать моде, полагая, что они значительно экономят на топливе и заботятся об окружающей среде, другие автомобилисты очень скептически относятся к такой идее. Почему же они не торопятся переводить ТС на жидкий газ?
Реальна ли экономия
Первый и самый главный довод «газовщиков» заключается в том, что благодаря газомоторному топливу можно уменьшить расходы на эксплуатацию авто. С одной стороны это утверждение совершенно верно, так как газ стоит в разы меньше, чем бензин или дизель. При этом можно не переживать о добросовестности продавца, так как «бодяжить» газ никто будет. Это слишком затратное дело. А вот бензин нередко «попадается» на таких махинациях.
Однако многие упускают из виду несколько весомых «НО»:
- Расход газа больше чем у бензина.
- Теряется номинальная мощность двигателя (примерно на 10-15%).
- Найти заправочную станцию с газом не так-то и легко (особенно где-нибудь в сельской местности).
- Существенная экономия будет только в том случае, если автомобиль либо очень мощный, либо его гоняют в хвост и гриву.
Остановимся подробнее на третьем пункте. Если бензин стоит порядка 42 рублей за литр, то пропан обойдется в 20-23 рубля, а метан и вовсе будет стоить около 15 рублей. Если речь идет о стандартном авто, с расходом порядка 7 литров, то для того, чтобы почувствовать экономию в 10-15 000 рублей, нужно будет в год проезжать минимум 20 000 км. Если учесть все проблемы и затраты, которые будут связаны с установкой нового оборудования, то это не такая внушительная сумма.
Но, все меняется в том случае, если водитель является обладателем более мощного ТС. Например, даже не самый прожорливый Daewoo Lanos тратит порядка 9 литров бензина «на сотню». В этом случае экономия будет более весомой. А если у автовладельца и вовсе внедорожник, который «жрет» по 24 литра и проезжает в месяц минимум 3 000 км, то новое оборудование может окупиться уже за 1,5 месяца.
Полезно! Выгоднее всего устанавливать ГБО, если речь идет о таксомоторном парке. В среднем таксисты проезжают в год около 100 000 км.
Также сэкономить не удастся тем, кто любит давить педаль газа «в пол». Дело в том, что газ горит медленнее бензина. Соответственно, есть определенный предел оборотов движка, при которых газомоторное топливо элементарно не будет успевать сгорать и выдавать нужную энергию. В этом случае часть горючего будет тратиться ни на что. Поэтому любители погонять не могут экономить ни бензин ни газ. Какой тогда смысл ставить дополнительное оборудование?
Таким образом, про экономию действительно не врут, но это утверждение справедливо только в том случае, если машина оснащена мощным движком, ТС потребляет не меньше 15 литров на 100 км, а автовладелец предпочитает спокойную езду. Но, нельзя забывать, что ГБО не так просто установить. Если оборудование монтировано в кустарных условиях, то у автовладельца появится много проблем.
Особенности установки ГБО
Перед тем, как начать подсчитывать, сколько получится сэкономить на газе, стоит сразу отнять стоимость установки такого оборудования. Стандартная пропановая система для легкового авто обойдется не менее 30 000 рублей. Если речь идет о машине «Бизнес» класса, то можно смело умножать эту сумму на 2. Простейшая метановая установка для «средненького» авто будет стоить на 10 000 дороже.
Заплатить придется и за сам баллон. Его стоимость будет прямо пропорциональна литражу емкости (порядка 220-290 рублей за литр). Справедливости ради стоит отметить, что утверждения о том, что баллон весит чуть ли 100 кг, больше не являются актуальными. В продаже можно найти изделия из композитов и облегченные емкости массой не более 0,3 кг на литр. Таким образом, баллона на 25 литров будет весить не более 10 кг.
Но, даже если рассчитать, что авто потребляет огромное количество топлива и установка ГБО быстро окупится, нужно учитывать еще несколько весомых минусов:
- Если речь идет о новом автомобиле, то можно смело попрощаться с гарантией. Ни один производитель (за исключением нескольких китайских фирм, которые владеют фирменными СТО в РФ) не будет брать на себя такую ответственность. Если машина не была первоначально разработана для интеграции газовой системы, то никто не станет гарантировать ее нормальную работу на совершенно ином виде топлива.
- Чтобы двигатель работал нормально, сжиженный газ должен отвечать «летним» и «зимним» стандартам процентного соотношения пропана и бутана. Если авто используется летом, то оно должно составлять 40:60. Зимой, наоборот, 60:40. Однако чаще всего автовладельцы вынуждены использовать «летний» вариант на протяжении всего года, из-за чего зимой придется выполнять холодный пуск мотора.
- Придется отвести для газового баллона львиную долю пространства в багажнике.
- Специалисты не рекомендуют переводить на газ машины, оснащенные форсированными моторами. Лучше всего ГБО интегрируется в силовые агрегаты простого типа, без турбин и специализированных «напылений» цилиндров.
- После установки ГБО нужно будет постоянно следить за состоянием газового баллона (согласно КоАП ст. 12.5 часть 1 газовые баллоны нужно проверять раз в два года). Ресурс использования таких емкостей составляет 20-25 лет. Однако нет никаких гарантий, что при установке был использован не б/у баллон. Кроме этого, проверка оборудования в специализированном центре (которых пока что не так много) также влетит в копеечку.
- Установкой и настройкой ГБО должны заниматься исключительно квалифицированные профессионалы. К сожалению, таких мастеров и уж тем более профильных сервисных центров практически нет. Поэтому есть большой риск получить «кота в мешке».
Полезно! Реальный ресурс газового оборудования составляет 4-5 лет. После этого придется производить замену.
Однако не будем столь строги к «газовым установкам». Есть у них и плюсы. Например, переведя машину на газ, автовладелец снижает выброс в атмосферу оксида углерода в 8 раз, углеводорода – в 3 раза, а окислов азота – в два раза. Поэтому машина автоматически отвечает требованиям ЕВРО-4.
Полезно! Сегодня доступен вариант установки более современного и безопасного ГБО с «электронными мозгами». Это означает, что автовладельцу не придется ломать голову над тем, как и когда переключаться на газ. Система сама решает, когда перейти на газ, а если его не осталось, то снова начнет использовать бензин.
Исходя из этого, пока что у газа намного больше минусов, чем плюсов. Но, может быть правы те, кто полагает, что использование ГБО позволяет продлить ресурс работы мотора и реже (по сравнению с бензином) приводит к его поломкам и необходимости сервисного обслуживания?
Как сказывается использование газа на работе авто
Использование газа действительно способно «убить» мотор. Однако страдает не сам двигатель, а его клапаны и головка блока. Сам же блок, наоборот, прослужит дольше, так как газ увеличивает срок использования масла. Клапаны же быстро прогорят, головка будет быстрее разрушаться. Поэтому после 200-300 000 км пробега придется думать о продаже авто или довольно дорогостоящем ремонте.
Также стоит учесть еще несколько минусов использования газа:
- Газ загорается при меньшей температуре, чем бензин. При этом разница довольно внушительная – почти в 200 градусов. Соответственно, если в системе зажигания есть неисправности, то на поджигание газа может просто не хватить энергии. С бензином таких проблем не бывает.
- Если воздушный фильтр загрязнился, то это негативно скажется на работе ГБО и потреблении газа (оно увеличится).
Однако у газомоторного топлива есть и преимущества:
- Если авто ездит на бензине, то впускные клапаны, сопла форсунок и карбюраторные каналы загрязняются намного быстрее и чаще. С газом такое происходит значительно реже.
- Когда бензин смешивается с маслом, появляется сажа. Они проходит во впускной коллектор и накапливается там. Это негативно сказывается на работе мотора авто. Газ же не способен смешиваться с маслом или бензином, поэтому образование сажи невозможно.
Чем лучше машина работает первоначально, тем корректнее будет функционировать и ГБО. Если речь идет о старом «убитом» авто, то такая установка не только не «реанимирует» его, но может быть и крайне опасной.
Реальна ли опасность ГБО
Газ в баллоне находится под большим давлением (200 Атм для метана и 15 Атм для пропан-бутана). Сами по себе метановые и пропановые установки совершенно одинаковые. Разница только в баллонах. Если речь идет о более дешевом метане, то такие баки толще. При этом такой газ значительно легче воздуха и обладает 4 классом опасности. Пропан-бутан пребывает в сжиженном состоянии. Поэтому его можно использовать намного больше. Но баллоны тоньше, а сам газ тяжелее воздуха. Он относится ко 2 классу безопасности.
Однако это все теория. Хоть производители и говорят о безопасности такого топлива, есть масса доказательств того, что ГБО взрывается и еще как. При этом невозможно доказать, кто именно становится виновником аварий – установщик оборудования или сам автовладелец.
На качественном оборудовании устанавливается как минимум 5 аварийных клапанов, фильтры, предотвращающие «подтекание» газа и электронные системы контроля. Поэтому, теоретически, даже если авто на большой скорости влетит в бетонную стену, система просто отключится и взрыва не произойдет. На деле же все зависит от качества установки, которая нередко не отвечает требованиям. Например, проблемы могут быть в соединениях, которые под влиянием вибрации ТС постепенно будут разбалтываться. Чтобы не допустить взрывоопасной ситуации, нужно каждые 10 000 км заезжать в автосервис на плановое техобслуживание. Однако и это не гарантирует безопасность ГБО. Поэтому стоит несколько раз подумать, прежде чем идти на такую экономию и одновременно с этим на огромные риски.