Статья о цифровых и аналоговых тахографах. Рассмотрим требования по их установке, штрафы за отсутствие устройств и модели, которые входят в Реестр и могут быть установлены на грузовых и пассажирских автомобилях.

В законодательстве РФ уже довольно давно есть постановление, согласно которому, грузовой и пассажирский автотранспорт должен оснащаться тахографами. Опыт использования контрольно-учетных приборов решили перенять у европейских стран, в которых по статистике стало значительно меньше аварий благодаря применению таких приборов. Если водитель не использует тахограф, то ему или фирме перевозчику грозит штраф. Поэтому важно понимать, действительно ли вам необходимо такое устройство.

На каких ТС должен стоять тахограф и для чего он нужен

Первоначально перевозчики устанавливали приборы на автомобили, чтобы контролировать, следует ли водитель графику работы. Также это позволяло создавать оптимальные условия для работы и отдыха сотрудников, а соответственно было и на руку самому водителю, если его начальник нарушал его права.

Тахограф для грузового автотранспорта

Полезно! Согласно нормам, водители ТС коммерческого предназначения должны отдыхать не менее 40 минут каждые 4 часа.

Но сегодня тахографы выполняют и другие функции, например:

  • осуществляют контроль скорости движения коммерческого ТС;
  • позволяют сверять маршрут;
  • фиксируют пробег автомобиля.

Использовать можно только тахографы с СКЗИ (Средство Криптографичексой Защиты Информации), то есть те модели, в которых производится шифрование данных. Показания таких приборов могут быть признаны в суде, при необходимости определить виновника ДТП. То есть тахограф контролирует водителя и самого владельца компании автоперевозок. Благодаря оборудованию намного удобнее производить расчет заработной платы, это позволяет снизить износ транспорта и определить, когда автомобили пора отправлять на диагностику.

Тахограф, поддерживающий СКЗИ

Устанавливать такие устройства нужно на ТС нескольких классов:

  • M2 – транспорт с 8 посадочными местами и выше. Максимальная масса ТС составляет не больше 5 тонн.
  • M3 – транспорт с 8 местами для пассажиров (масса также не более 5 тонн).
  • N2 – грузовые транспортные средства массой 3,5-12 тонн.
  • N3 – грузовой транспорт для дальних перевозок массой более 12 тонн.

Однако наличие такого прибора не является желательной опцией. Это обязательное условие, нарушать которое не стоит.

Штраф за отсутствующий тахограф

С апреля 2014 года наличие тахографа стало обязательным. За нарушение закона следующие штрафные санкции:

  • Если согласно данным тахографа водитель нарушает режим работы и отдыха, то он должен будет заплатить 1000-3000 рублей. Если владелец компании намеренно составил расписание так, чтобы водитель не мог отдохнуть, то для юридического лица штраф может доходить до 50000 рублей.
  • Если было выписано предписание на установку тахографа, но оно не было исполнено, то штраф будет больше. Физическим лицам придется заплатить 5000 рублей, должностным – 20000-30000 рублей, а юридическим – до 50000 рублей.
  • При выпуске автомобиля на линию без тахографа владелец компании может заплатить до 50000 рублей.
  • При отсутствии тахографа или, если он неисправен или стоит модель неправильного образца следует в штраф в размере 1000-3000 рублей для физических лиц и 5000-10000 рублей для компаний (юридических лиц).

Штраф за отсутствующий тахограф

Соответственно, не достаточно просо поставить устройство для галочки. Нужно правильно подобрать модель в соответствии с требованиями.

Виды тахографов

В продаже можно найти несколько типов тахографов:

  • Аналоговый. Простейшее устройство, которое фиксирует данные на регистрационных формах в виде диаграммных листов. На каждом листе содержится информация за последние сутки. Это самые простые и дешевые устройства. Но экономить не стоит, также как и слушать продавца, если он говорит, что аналоговые тахографы можно смело ставить. Согласно приказу Минтранса № 273 (от 13.08.2013) устройства без СКЗИ разрешалось использовать. Но в декабре 2015 г была выпущен новый приказ № 348. В нем уже говорилось о необходимости перехода на более современные цифровые тахографы. Соответственно, такой вариант не подойдет.
  • Цифровой. Это более современный контрольно-учетный прибор, записывающий большое количество данных. В нем есть встроенный носитель, интерфейс. Полученную информацию можно без проблем передать на USB-носитель, компьютер. Именно такие модели стоит выбирать.

Цифровой и аналоговый тахограф

Также цифровые модели бывают с блоком СКЗИ (или НКМ), ЕСТР или без него. В первом случае речь идет о специализированных устройствах, которые шифруют информацию. Их применяют на территории РФ. Модуль ЕСТР применяется в европейских странах. Обязательный вариант – это тахограф с СКЗИ. Стоить такое удовольствие будет не дешево, поэтому некоторые владельцы автопарков идут на хитрость и пытаются обмануть систему.

Важно! На любой установленный тахограф должен быть сертификат Госстандарта. Также прибор должен быть в Реестре Средств Изменений.

Некоторые устанавливают устройства только с ЕСТР, так как они стоят дешевле. При этом компания покупает лицензию международных перевозок и смело запускает транспорт на линию. Однако в этой хитрости вся надежда только на невнимательность сотрудника ГИБДД. Если он начнет более детально проверять документы и увидит в путевом листе только города РФ, то от штрафа не спастись.

Разрешенные тахографы

Посмотреть актуальный список разрешенных тахографов можно на сайте Министерства Транспорта. Моделей не много, на сегодняшний день всего 12. Рассмотрим несколько наиболее популярных:

  • ТЦА-02НК (исполнение «У»). Относительно недорогое устройство с базовым функционалом. В нем нет жгутов для калибровки и подключения к ПК. Их можно докупить или использовать от предыдущего тахографа.
  • Меркурий ТА 001. Это дорогая модель (если приобрести полный комплект), но она обладает весомыми плюсами. Например, в ней предусмотрен GPRS-модем для мобильной связи, регулятор яркости экрана, «тревожная кнопка». Также для него очень легко найти запчасти.

Тахографы ТЦА-02НК и Меркурий ТА 001

  • КАСБИ DT 20M. Прибор оснащен всеми необходимыми модулями, но также может распечатывать данные. Это удобно для водителя и работодателя. КАСБИ установлен в огнеупорном корпусе, поэтому его можно использовать при транспортировке легковоспламеняющихся грузов.
  • ШТРИХ-ТахоRUS SM 100.42.00.00.14 и SM 10042.00.00-13. Кнопку «Тревога» можно не устанавливать и дополнить ею устройство позже. Прибор способен выгружать данные непосредственно во время езды. Также прибор оборудован модулем голосовой связи.

Тахографы КАСБИ DT 20M и ШТРИХ-ТахоRUS SM

Также в перечень входят другие модели:

  • DTCO 3283;
  • Drive 5;
  • EFAS V2 RUS;
  • Drive Smart;
  • МИКАС3840 10 000;
  • КАСБИ SMART.

Перечень разрешенных устройств постоянно расширяется, поэтому выбирать прибор становится сложнее.

На что обратить внимание при выборе тахографа

В первую очередь нужно учесть технические характеристики устройства:

  • Габариты. По размеру все тахографы примерно одинаковые, так как они изготовлены для разъема автомагнитолы. По весу устройства отличаются в зависимости от типа корпуса (в пластике тахограф может весить от 0,7 кг, а в металле до 1,2 кг).

Установка тахографов

  • Дисплей. Он может быть цветного или монохромного типа. Первый вариант намного удобнее использовать, но стоит он дороже. Зато в цветных мониторах может отображаться текущий режим, есть возможность настраивать яркость. При этом дисплей может быть на 3, 3 или 4 строки. Чем их больше, тем больше информации будет выводиться.
  • Температурный режим. Есть обычные тахографы и устройства для грузов, которые могут загореться. Температурные показатели нужно определять в зависимости от климата региона транспортировки и самого груза.

С напряжением мудрствовать не придется, так как все модели работают при 12В. У каждой модели есть свои допустимые отклонения. Чем их больше, тем лучше, так как это гарантирует стабильность функционирования устройства.

Полезно! Некоторые продавцы говорят, что срок службы их тахографов могут доходить до 7-10 лет. Это не совсем так. Наиважнейший блок прибора – СКЗИ, может эксплуатироваться не более 3 лет (согласно закону).

Как уже стало очевидно, данные должны храниться очень надежно, поэтому есть еще несколько важных характеристик.

Доступ к данным

На моделях тахографов могут быть разные варианты отображения данных:

  • на дисплее;
  • на бумаге;
  • путем выгрузки информации на сторонний носитель через USB (это может быть флешка, адаптер с картой памяти, ноутбук).

На самых дорогих моделях дополнительно реализована передача данных по беспроводным каналам с использованием GPRS (то есть по принципу мобильного телефона). Данная функция обладает сразу несколькими преимуществами:

  • Полностью исключается возможность того, что водитель будет использовать автомобиль для личных поездок.
  • На всех приборах с GPRS есть «тревожная кнопка». При ее нажатии не только сигнал, но точные координаты местоположения авто очень быстро передается диспетчеру. Благодаря этому бригада спасателей прибывает на место быстрее.

Тахографы с GPRS

  • Администратор предприятия может внести необходимые телефоны, по которым может связываться водитель.
  • Водителю не придется тратить время и ресурсы на то, чтобы посещать автопредприятие, где осуществляется выгрузка данных с контрольно-учетного прибора. Хоть данное мероприятия иногда производится только раз в год, это не всегда удобно. Кроме этого, каждые 28 дней должна выполняться выгрузка данных с карты водителя, что уже является серьезной сложностью.

Карта водителя

Она может быть разных типов, в зависимости от производителя. Соответственно идентификатор бывает:

  • водительским;
  • для сотрудника сервисного центра;
  • администраторским (такие карты оформляются на руководителей автопредприятия);
  • инспекторским.

Карта водителя для перевозки по РФ

Также карты отличаются по принципу кодирования и записи данных. Для СКЗИ и для ЕСТР действуют разные стандарты, поэтому взаимозамена таких карт невозможно. Отличить карты довольно просто. Если информация отображена только на русском языке, то речь идет об идентификаторе, который действует только на территории РФ. Карты, на которых есть дублирующая информация на английском, отвечают стандарту ЕСТР. Также можно посмотреть на номер идентификатора. Если он начинается с «0», то это внутрироссийский документ. Карты по ЕСТР нумеруются с RUD.