Молодые автомобилисты, решившие самостоятельно заменить масло в гидроусилителе, испытывают страх перед этой процедурой, считая, что предстоит разборка всего рулевого механизма. Напрасно, все гораздо проще.

Практически все автомобили сегодня оснащаются гидроусилителем руля, без которого уже не представляет жизни ни один автолюбитель. Благодаря этому механизму управление автотранспортным средством становится максимально удобным и практичным. Исходя из названия очевидно, что устройство будет работать исправно при соблюдении некоторых условий, а именно при необходимом уровне масла. Отсюда появляется закономерный вопрос - какое масло заливать в гидроусилитель руля, ведь далеко не каждая смазывающая жидкость подходит для этих целей. Для нормальной работы механизма требуется индивидуальный подход и хотя бы минимальные знания о разновидностях жидкостей, особенно если замена масла в ГУРе будет производиться не в специализированном салоне, а самостоятельно.

Устройство гидравлической системы усилителя руля

Виды масел для гидроусилителя руля

Для того чтобы понять какое масло заливается в гидроусилитель руля необходимо ознакомиться с типами этих жидкостей, которых на сегодняшний день различают только два:

  • Pentosin, которая изготавливается в Германии и используется для подавляющего большинства автомобилей европейского производства;

Pentosin

  • Dexron. Этим брендом обозначаются любье жидкости используемые в автоматических коробках передач. Бренд придуман компанией «General Motors». Чаще заливается в японские, корейские и китайские автомобили.

Dexron

Первоначально «Декстроны» были разработаны для использования в АКПП (автоматических коробках передач), поэтому такое масло часто называют трансмиссионным. Это вносит некоторую путаницу, так как жидкость для трансмиссии раньше изготавливалась исключительно из густых масел, например: GL5, ТАД17 или ТАП15. Эти составы используются только для коробок передач и задних мостов. Сегодня эти характеристики не так актуальны, но если вы хотите использовать узкоспециализированное масло для гидроусилителя, то маркировка на составе должна стоять PSF (Power Steering Fluid), а не ATF (Automatic Transmission Fluid), хотя принципиальной разницы в этих составах нет, разберемся почему.

Правда ли, что в ГУР нельзя заливать масло для АКПП?

Решая, какое масло лить в гидроусилитель руля, некоторые водители предпочитают использовать остатки смазочного состава для автоматической коробки передач (ATF), вместо того чтобы использовать необходимый состав (PSF), который предназначается исключительно для ГУР.

Масло для автоматических коробок передач

Масло для гидросистемы рулевого усилителя

Специалисты строго-настрого запрещают это делать, так как эти два состава отличаются по своим функциям, например:

  • Масла для ГУР выполняют смазывающую функцию, а для АКПП позволяют увеличить трение покоя фрикционов. Кроме этого жидкости для гидроусилителей обладают антикоррозийными свойствами, которыми не может похвастаться масло для «автоматики». Также PSF переносит тепло для охлаждения системы.
  • Присадки в маслах для ГУР обличаются стабильной вязкостью, антикоррозийными свойствами, наличием стабилизаторов кислотности, «противопенностью» и защитой резиновых элементов. В смазывающих жидкостях для АКПП содержатся присадки, которые в основном защищают фрикционы, противостоя их проскальзыванию и износу.

Но если посмотреть на эти характеристики и учесть что основа этих масел ничем не отличается, включая и самые важные присадки, которые уменьшают трение металла с металлом, металла с резиной и металла с фторопластом, то становится абсолютно очевидно, что заливать масло для АКПП можно совершенно спокойно и в гидроусилитель. К слову, японцы именно так и делают и, вообще, не задумываются над тем, какое масло в гидроусилитель руля можно или нельзя лить. Но это, конечно, не значит, что заливать можно любую «жижу». Обращать внимание нужно на прочие более важные параметры.

Характеристики масел для ГУР на которые нужно обратить внимание

Для того чтобы не ошибиться выбирая какое масло лить в ГУР, в первую очередь необходимо учесть основу жидкости:

  • Минеральная. «Минералки» чаще остальных используются для гидроусилителя руля. Это связано с характеристиками таких масел, которые защищают резиновые детали механизма и продлевают его «жизнь».
  • Синтетическая. «Синтетику» редко используют для ГУР, так как в состав этой жидкости входят каучуковые волокна, пагубно влияющие на резиновые элементы. Поэтому, решая какое масло заливать в гидроусилитель, лучше уточнить у производителя авто, допускается ли использование такого материала для вашей марки машины.

Второе на что нельзя закрывать глаза - это возможность смешивания разных масел. Для того чтобы водители не путались, была предусмотрена специальная цветовая схема, которая играет роль своеобразной памятки для автолюбителя.

Перед тем как менять масло в гидроусилителе руля обратите внимание на следующие характеристики жидкости, которая может быть:

  • Красной. В этом случае перед вами может быть масло, изготовленное как на синтетической, так и на минеральной основе. В основном жидкости красного цвета заливают в АКПП, но и для гидроусилителя тоже частенько применяется такой состав. Смешивать такое масло можно исключительно с желтым и только при условии, что оба состава являются одинаковыми по своим характеристикам. То есть минеральное масло нельзя соединять с синтетическим.
  • Желтой. Универсальное масло, которое одинаково часто заливается как в ГУР, так и в КПП любого типа.
  • Зеленой. Состав зеленого цвета также изготавливается либо на минеральной, либо на синтетической основе. Единственное отличие этого масла заключается в том, что оно применяется только для механической коробки передач.

Смешивание продукции разных производителей допускается, главное, придерживаться правильно цветовому сочетанию. Запомнить какое масло в гидроусилитель можно залить, предварительно смешав несложно. Создать «коктейль» можно только из красного и желтого масла. Если в системе уже находится смазочная жидкость зеленого цвета, то доливать любую другую жидкость нельзя.

Это что касается теории, теперь перейдем к практике и научимся менять масло ГУР самостоятельно.

Самостоятельная замена масла в гидроусилителе

Первое что приходит в голову при подобной процедуре, это вопрос - сколько масла в гидроусилителе руля? Тут нет общей величины, поэтому этот параметр нужно уточнить в технической документации к автомобилю. В среднем это около 500-800 мл, поэтому, скорее всего, хватит и одной литровой бутылки новой жидкости для замены, и еще одной для промывки магистралей и узлов.

Для самостоятельной замены понадобятся следующие инструменты:

  • шприц на 20 грамм (чтобы не ломать голову как слить масло с гидроусилителя руля);
  • пустая пластиковая бутылка на 1,5 литров (для того чтобы было куда слить старое масло, для удобства лучше срезать горлышко и сделать импровизированный стакан);
  • отвертка и гаечные ключи (на всякий случай подготовьте рожковые и накидные);
  • тряпки;
  • воронка;
  • набор винтовых хомутиков (они пойдут на замену штатным).

Сменить масло можно двумя методами.

1 способ: Частичная замена

Этот метод считается наиболее простым и удобным, но при этом он и менее эффективен.

Сперва необходимо открутить крышку бачка с маслом ГУР и откачать жидкость с помощью подготовленного шприца до уровня фильтра. После этого можно залить новое масло до отметки «максимум», завести движок и покрутить руль до крайних положений. Далее, глушим мотор и повторяем процедуру. Доливать жидкость нужно до тех пор, пока вы не получите желаемого результата.

Не пугайтесь, если после первой доливки жидкость будет пениться и пузыриться – это нормально. Главное, чтобы масло «пришло в себя» после нескольких процедур. Отсутствие пузырей также свидетельствует о том, что в ГУР достаточное количество смазочного материала.

2 способ: Полная замена

Этот метод отнимает немного больше времени и сил, но при этом вы сможете добиться отличного результата и стопроцентной замены жидкости.

Чтобы облегчить работу «перед» машины лучше вывесить, тогда вы сможете легко вращать руль, даже при выключенном двигателе. Далее, необходимо открутить крышку бачка ГУР и полностью откачать старое масло. После этого выполните следующие шаги:

  • Поднимите передние колеса автомобиля так, чтобы они не касались поверхности земли.
  • Шприцом удалите из бачка ГУР старое масло, после чего извлеките фильтрующий элемент.
  • Ослабьте хомуты на шлангах, которые подходят к бачку. Снимите шланги и бачок, последний лучше промыть.
  • После очистки, бачок необходимо установить на место и присоединить к нему шланг, идущий на насос ГУР.
  • Второй шланг, идущий от ГУР, нужно направить в пластиковый стакан, изготовленный из бутылки. Не забудьте закрыть открытый штуцер бачка, например, резиновым шлангом подходящего диаметра закрытым с обратной стороны болтом.
  • Залейте в бачок свежего масла до максимального уровня. Фильтрующий элемент при этом устанавливать не обязательно.
  • Сядьте за руль и начните крутить «баранку» до крайних положений. Благодаря этим манипуляциям остатки старого масла будут удаляться из системы.
  • Удаляя отработанное масло нужно следить за уровнем свежего масла в бачке. Как только он опустится до минимального уровня вновь пополните его. Тем самым, вы исключите вероятность завоздушивания системы.
  • Подливайте масло и крутите руль до тех пор, пока «с обратки» не пойдет чистая жидкость.
  • Наденьте шланги и поставьте фильтрующий элемент на место.
  • Долейте масло до максимального уровня и снова покрутите руль.
  • Не закрывая крышку бачка заведите движок и снова повращайте «баранку».
  • После того как из обратного шланга перестанут выходить пузырьки воздуха заглушите двигатель. Опустите передние колеса на землю и сова долейте масло до требуемого уровня.
  • Закройте крышку бачка. Готово!

В заключении

Замена масла в гидроусилителе руля (видео в статье) – это несложная процедура. Главное, изучить характеристики заливаемой жидкости и уточнить рекомендации производителя авто.