Средний возраст автомобилей в России – 8+ лет, за три года он может увеличиться на 50%, а объем продаж рынка подержанных авто нарастит долю до 59%. Узнаем, все ли поддерживают такой прогноз.
По данным агентства «Автостат», подтвержденным неофициальными цифрами Росстата, доля подержанных машин в объеме продаж по РФ в 2016 г. увеличилась до 12,41%, что в абсолютном выражении составило 5 190 000+ проданных неновых авто. Январь – март 2017-го «поддержали» статистику, выдав прирост реализации б/у транспорта 2%. Это подтверждает прогноз аналитиков о будущем росте количества машин старше 3–8 лет минимум на 9%.
Что будет, если…
Если ожидания окажутся верными, то к 2020 г. более половины автомобилей с отечественной регистрацией будут старше 10 лет. Это увеличит средний возраст транспорта по стране: сейчас он составляет немногим более 8 лет, увеличится до 12,5.
Для автолюбителей подобная ситуация может обернуться:
- возросшими расходами на обслуживание «железного коня»: перспективы дальнейшего роста утилизационных сборов уже обсуждались в ходе осенней сессии Госдумы и «вернутся» на повестку весной;
- ростом среднего тарифа ОСАГО, который и без возрастных изменений обещает за 2017–2019 гг. увеличиться на 3–5%;
- увеличенными ремонтными расходами.
Автопроизводители могут рассчитывать на бум продаж в 2019–2020 гг., так как, по предварительным оценкам PwC, к этому времени более 30% водителей, сегодня не желающих получить кредит для покупки новой машины, смогут собрать нужную сумму.
Банки при сохранении текущей ситуации с возрастом машин тоже смело могут рассчитывать по поток новых клиентов. Это мнение представителей из топ-10 страховых компаний (внутренние аналитические данные).
Автомобильная арифметика: кто на чем ездит по России
Но это прогнозы, текущая ситуация такова:
- доля новых машин в общем объеме продаж по итогам 2016-го составила 87,59%, из них более 58% – автомобили новые, но не последней генерации;
- всего по дорогам РФ, согласно подсчетам PwC, ездит более 41,8 миллиона автомобилей, 22,6 миллиона – иномарки;
- в топе предпочтений российских водителей остаются бензиновые машины (89,2% от общих продаж новых и б/у ТС);
- самыми активными покупателями «свежих» версий (так называемых нулевых авто) остаются жители Москвы, Казани и Ярославля;
- наивысший процент продаж подержанного транспорта (легкового) наблюдается на Камчатке, в Сочи и Петербурге (более 32% от общей реализации).
К 2020 г. PwC ожидает роста доли продаж подержанных авто в суммарных продажах на 5% до 5,45 миллиона единиц. Условно молодая техника 3–5 лет окажется в меньшинстве (6,9% от прогнозных 45,6 миллиона проданных машин). Почти 60% автомобилей окажутся старше 10 лет. Новых «ласточек» (до трех лет) останется меньше 16 миллионов.
Кто будет влиять на ситуацию с авторынком?
Автопроизводители в своих ожиданиях более оптимистичны. Что, по мнению некоторых аналитиков, обоснованно:
- на конец 2017-го прогнозируется «замирание» автомобильных цен, что спровоцирует поток автокредитов для покупки новых автомобилей;
- более 10 компаний, занятых на отечественном авторынке, уже анонсировали новинки в 2017 г., включая бюджетные версии популярных марок;
- уже в апреле 2017 г. семь компаний планируют начать прием заказов на новые автомобили, и их плановые ожидания весьма оптимистичны.
При сохранении законодательных аспектов, текущая ситуация со старением автомобильного транспорта может исправиться уже во второй половине 2018 г., – уверены аналитики. Первой «ласточкой» такого «правильного перекоса» станет завершение проверок Центробанком финансовых организаций. По их итогам, как ожидается, все компании, пережившие аудит, возобновят активное автокредитование, которое остается главным драйвером мирового авторынка.