За январь – март 2017 года продано на 1% больше машин, чем в 2016, положительную динамику обеспечил март, в котором автопродажи нарастили 9,4 объема реализации. Разберемся, что это даст автолюбителям.
Впервые после затяжного падения рынок автопродаж РФ начинает поднимать голову. Март показал плюсовую динамику реализации с подъемом планки относительно прошлого года на 9,4%. Этого хватило, чтобы перекрыть минусы января – февраля (-4,5%) и обеспечить итоговый квартальный рост на 1% по сравнению с предыдущим годом.
Такие данные по итогам продаж новых легковых и коммерческих автомобилей приводит комитет АЕБ (Ассоциация евробизнеса). Крупнейшие дилерские центры тенденцию роста подтвердили. С небольшими колебаниями собранная по основным продавцам статистика указывает на прирост реализации по результатам марта на 9,5%+.
В ответ на многочисленные запросы по прогнозам, связанным с долгожданным ростом, глава АЕБ Йорг Шрайбер констатировал: плюсы очевидны и могут оказаться весьма перспективными для всего российского авторынка, но выстраивать ожидания на одном только плюсовом квартале нельзя. О начале выхода из кризиса можно будет говорить, если второй квартал года покажет:
- плюсовую динамику относительно прошлогодних результатов;
- увеличение продаж по сравнению с первым кварталом.
Факты и цифры
Статистика марта позволила выявить устойчивых лидеров года. Среди них по традиции оказались Toyota, Hyundai, Skoda и Renault. Первые два места сохранили за собой южнокорейский и отечественный производители. Бренд Kia закончил март с приростом 13%. Lada совсем немного уступила победителю (+8% по итогам трех месяцев, 13% за весь квартал).
Цифры в сухом остатке:
- продажи за январь – февраль: 322 464 единицы ТС;
- за март реализовано 137 894 машины;
- средний объем реализации, 2016 г. – 118 816 авто в месяц (всего 1 425 791);
- средний объем реализации, 2017 г. (во избежание излишнего оптимизма) – 107 488.
Тенденции на авторынке 2017 года
Из интересных тенденций надо отметить массовое возвращение российских автолюбителей к продуктам GM – версиям семейства Chevrolet, которые в марте 2017 года продавались почти так же активно, как до кризиса. Буквально под занавес квартала в рейтинг самых покупаемых брендов «успели» Renault и Hyundai (четвертое и третье место соответственно).
Китайские автомобили продолжают терять спрос. Geely и Brilliance продемонстрировали едва ли не рекордный откат продаж – минус 72 и 89%. В отличие от более популярных «братьев» Kia и Hyundai, южнокорейская SsangYong практически полностью перестала продаваться в России (отрицательная динамика 97%).
Что спровоцировало положительные сдвиги?
Хотя общая положительная динамика автопродаж прогнозировалась на первый квартал года еще с середины 2016-го, для многих экспертов остается спорным поиск причин положительного сдвига. Мнения аналитиков разделились на три группы.
- Продажи выросли стараниями банков, практикующих автокредиты (в 2017 году к популярным программам, отложенным в кризис, вернулись более 89% финансовых организаций страны).
- Экономика стабилизируется, покупательная способность автолюбителей России выросла более чем на 15%.
- Третье мнение касается цен новых автомобилей. В первом квартале 2017 года впервые за несколько лет наблюдается не только рост продаж, но и удержание ценовой планки. Стоимость импортных авто де-факто практически не поменялась, а по некоторым брендам имеет место даже понижение на 1–3%. Плюс массовые акции, обеспечивающие перспективы покупки новых машин со скидками до 15%.
Кто из экспертов прав, судить сложно. Зато можно предположить, что при сохранении тенденции на рост продаж ценники ходовых моделей останутся неизменными вплоть до конца года. Такое мнение озвучил глава крупнейшего московского центра продаж новых автомобилей.