Продажи новой мототехники в РФ снижаются уже третий мотосезон подряд. Эксперты выяснили, какие марки сохраняют темпы прироста реализации и когда стоит ждать оживления на рынке.
В пятницу пятого мая волгоградские байкеры порадовали местных жителей и всех россиян приятным предпраздничным флешмобом. Поздним вечером (22.00) более 80 мотоциклов собрались в центре города, чтобы выстроиться в поздравительные слова «9 Мая» и знак пятиконечной звезды.
Так, согласно задумке инициатора мероприятия, участников «Kamaz Family», волгоградские поклонники мототехники поздравили родной город и всю страну с приближающимся Днем Великой Победы. Мы с удовольствием присоединяемся к поздравлениям – всегда приятно видеть подобные акты единства.
Но на этом приятности, касающиеся мотоциклов в России, заканчиваются. Отечественный моторынок вопреки активному восстановлению автомобильного рынка продолжает падать.
По итогам января – апреля темпы снижения продаж новых двухколесных транспортных средств составили чуть более 35% (за первый квартал реализация сократилась на 36%).
Итоги продаж новых мотоциклов за январь – апрель 2017 года
В цифрах ситуация выглядит так:
- количество проданных единиц новой техники – 703 мотоцикла;
- доля новых байков в объеме зарегистрированных сделок купли – менее 55%;
- при сохранении текущего тренда годовое падение продаж может достичь рекордного показателя в 50% (в 2016-м реализация снизилась на 40%).
Из 10 ведущих брендов (пользующихся спросом среди российских поклонников двухколесного транспорта) только четверо закончили квартал с приростом. Японский производитель Kawasaki увеличил продажи более чем вдвое, Motoland нарастил реализацию на 78%. Европейская марка KTM продолжает усиливать позиции на отечественном рынке – +60%. Замыкает список Triumph с результатом +7,7%.
Что из нового покупают российские байкеры?
Топ-10 самых покупаемых россиянами мотоциклов оказался неожиданным. Несмотря на более устойчивые цены Kawasaki и КТМ, байкеры отдали первенство сразу трем моделям BMW. Тройка выглядит так:
- модель BMW R1200GS – «золото» с результатом 45 проданных новых байков;
- R1200R – 34 единицы;
- S1000RR – 25 машин.
104 реализованных байков в сумме обеспечили бренду BMW безоговорочную победу в этом году. «Утешительные» второе и третье место достались американцу Harley-Davidson и японскому Kawasaki. Пятерку замыкают Racer с KTM, а в десятку вошли представители Motoland, Honda, Triumph, Yamaha и Stels.
Впервые за продолжительное время в топ-10 не оказалось Ducati. 2017-й для итальянской марки начинается сплошными провалами. И в родной Италии, где бренд традиционно является самым ходовым, Ducati Scrambler оказался только на шестом месте.
Топ-5 покупаемых брендов неновых мотоциклов
Значительно разросшийся рынок подержанных байков по аналогии с сегментом новой мототехники первенство покупательских предпочтений отдал BMW ранних версий. Остальной набор марок отличается. Топ-5 самых покупаемых б/у мотоциклов в первые четыре месяца года выглядит так:
- BMW,
- KTM,
- Honda,
- Yamaha,
- Suzuki.
Почему рынок продолжает падать?
Аналитики прогнозируют продолжение сужения рынка мототехники на весь 2017-й. По самым оптимистичным ожиданиям, новый подъем возможен только ко второй половине 2018 года. На вторичном сегменте ситуация внушает больше надежд: рост продаж возможен уже в начале следующего года, а восстановление докризисной реализации – к 2019-му.
Среди наиболее часто указываемых причин сниженной активности байкеров:
- заметно «поредевший» рынок запасных частей (обслуживание и без того недешевой двухколесной марочной техники подорожало за последние три года вдвое);
- пристальное внимание законотворцев к правилам передвижения мотоциклистов;
- печальная статистика ДТП с участием мотоциклов (последние пять лет наблюдается стабильный рост количества происшествий с тяжелыми последствиями).
Сейчас Госдума готовится к рассмотрению нового пула законов, которые должны упростить жизнь байкеров на дороге. Есть вероятность, что их принятие в сочетании с выходом мотоновинок, намеченных на конец 2017-го (всего ожидается более пяти новых версий мотоциклов крупных брендов, преимущественно японских), несколько оживят российский рынок.