Убыточная работа Tesla может стоить бренду первенства: за два года, которые производитель потратит на более прибыльную модель, его могут заменить. Узнайте, кто станет новым лидером экотехнологий.
Апрель 2017-го: Tesla Motors становится самой дорогой американской автомобильной компанией и отчитывается об очередном чистом убытке. Даже при удвоенной выручке и выросших на 69% продажах самый известный производитель электромобилей продолжает работать в минус.
Сборка Tesla должна подешеветь
Директор компании Илон Маск уверен, что причина убыточности – высокая себестоимость экотранспорта. Решить проблему предполагается через выпуск принципиально нового концепта Tesla Model Y.
Отличительными чертами новинки станут:
- значительное сокращение проводных систем салона (должно снизить стоимость производства единицы минимум на 10–15%);
- преимущество роботизированной сборки (минимизация ручного труда);
- кардинальное изменение конструкции (тонкости не разглашаются), направленное на удешевление производства.
В серию модель пойдет к 2019 году, на мировом авторынке появится годом позднее. Согласно текущей моде, формат новой версии будет приближен к паркетнику.
У Tesla может появиться серьезный соперник
Есть, правда, риск, что к тому времени статус самой известной, раскрученной и продаваемой марки у Tesla отнимут. На ниве японо-китайских инвестиций в той же Кремниевой Долине, откуда родом и Tesla Motors, поднимает голову ее будущий конкурент.
Lucid Motors (изначально Atieva) уже имеет на счету два успешно протестированных концепта – Air и Edna. Оба превосходят Tesla по доступности, оснащению, комфорту.
Первые успехи Lucid Motors
Премиальный электроседан Air был презентован в конце 2016-го, произвел немалый фурор, уже собирает предзаказы (с депозитом размером 2,5 тысячи долларов). Преимущество Air перед Tesla – повышенный комфорт водителя: большие сенсорные экраны, уникальная аудиосистема (29 динамиков), есть мультимедийные планшеты.
Силовая мощь презентационной модели – 1000 лошадиных сил (суммарная производительность агрегатов, установленных отдельно на переднюю и заднюю ось). Продажная версия слабее – 400-сильная, но этого достаточно, чтобы выдать отличные ходовые характеристики:
- разгон до 100 км/ч займет менее трех секунд;
- максимальная скорость – 250 км/час (тестируемая 1000-сильная версия выдала максимум 350 км/ч);
- полная зарядка за 40–50 минут (батареи для Lucid Motors делает южнокорейский гигант Samsung, запас ресурса – 386 км).
На презентации производитель говорил о серийном выпуске Air уже с 2018 года. Но вначале 2017-го этот срок перенесен на 2019-й. Озвученная стоимость новинки – 52,5 тысячи долларов, на 11% дешевле самой доступной версии Tesla.
Второй концепт Lucid Motors – Edna – показывался широкой публике в 2015-м. Собрал массу положительных отзывов, разогнался на глазах зрителей до 100 км/ч за 2,94 секунды, обошел по прямой Tesla Model S и других более именитых конкурентов (Ferrari California, BMW i8). Серийный выпуск модели согласован не был.
Дефицит инвестиций Lucid Motors на руку Tesla
Многие критики уже отмечали, что запусти Lucid Motors производство сегодня, к 2019-му году компания могла бы обойти Tesla по продажам. Причина отмененной серии Edna и отложенного выпуска Air банальна. Японо-китайский проект не может собрать нужную сумму.
Совместными усилиями японских, китайских, американских инвесторов стартапу удалось накопить 110 млн долларов, тогда как на строительство первого завода (предполагаемое место размещения – штат Аризона) требуется от 240 млн. Этого хватит для пробного выпуска 10 000 единиц Air. Затем нужно еще 100+ млн долларов для выхода на 132 000 выпускаемых ежегодно машин.
Хотя губернатор выбранного штата и назначенный директор будущего автозавода Аризоны всячески поддерживают проект, запуск его откладывается. Любопытно, что на фоне дефицита всего 150 млн долларов у Lucid Motors Tesla отчитывается об убытках в 400–600 млн, продолжая, согласно осторожному комментарию аналитика Александра Поттера, тратить необоснованно большие средства.
История японо-китайского проекта
Для справки: проект Atieva, переименованный с 2016-го в Lucid Motors, работает 10 лет (основан в 2007). Штат компании по разработке концептов экомобилей пестрит известными в узких кругах автопроизводителей именами:
- Дерек Дженкинс – нынешний вице-президент стартапа – в прошлом создатель Mazda МХ-5, дизайнер Audi, разработчик Volkswagen Scirocco, GX3, других моделей.
- Петер Роулисон – ведущий дизайнер Lucid Motors, до этого работал в Tesla и Jaguar.
Возглавляет проект бывший сотрудник МВФ США Брайан Бэррон.