Что такое система контроля давления в шинах (TPMS)

Датчики давления в шинах давно перестали быть модным девайсом. Для современного водителя это де-факто - must-have (необходимость), особенно при эксплуатации авто зимой. Подтверждение тому – тенденция штатной установки подобных систем контроля на всех импортных ТС среднего и премиального класса.

В новой дорогой машине датчик проверки давления воздуха уже присутствует или устанавливается опционально. Владельцы же отечественных «лошадок» или бюджетных моделей могут позаботиться о наличии полезного гаджета самостоятельно. Современный рынок автомобильной электроники предлагает массу универсальных решений, среди которых радиочастотная электронная интеллектуальная автономная система (Tire Pressure Monitoring Sistem, или кратко TPMS). Контроллеры давления в колесах – пользуется самым высоким спросом.

Что дает TPMS водителю?

  1. Возможность оперативно отреагировать на прокол.
  2. Сэкономить топливо за счет поддержания эффективного уровня давления.
  3. Душевное спокойствие за то, что перед началом движения не проверил колеса (при запуске двигателя контроллеры автоматически обнаружат качественно значимые минимальные потери давления воздуха в шинах).

Датчики давления в шинах

Классы, виды и типы датчиков

Каталог доступных универсальных систем проверки давления шин представлен достаточно широко. Делят их по двум основным признакам. Первый, это способ монтажа.

  1. Внешняя TPMS, она же Direct System. Контроллеры напоминают обычные «колпачки», которые накручиваются на ниппель за 10 секунд. Их большой плюс – простота установки и малый вес (9,6–10 г). Первое дает возможность использования системы без разбортовки/забортовки шин. Второе - отпадает необходимость балансировки колес.

Внешняя TPMS

  1. Встраиваемые устройства (Indirect). Такое устройство монтируется только с разбортовкой и забортовкой, поскольку контроллер крепится к скату колесного диска при помощи специальных хомутов. Весят они больше внешних контроллеров, потому после монтажа потребуется дополнительное действие – балансировка.

Внутренняя TPMS

По полноте выводимой информации системы делят на высокий и низкий класс. Во втором случае на монитор (или дисплей смартфона/планшета) выводится только сигнал тревоги, а источник проблемы не указывается. Модели высокого класса кроме сигналов опасности способны показать еще и уровень давления воздуха, и поврежденное колесо, что значительно упрощает действия водителя.

Разработчики данных технологий отдельно предлагают TPMS для грузовых автомобилей, мотоциклов, легковых машин. Также есть универсальные варианты (которые подходят для всех автомобилей) и индивидуальные под заданную модель автомобиля.

Как работает датчик давления в шинах

Принцип работы электронного датчика давления в шинах един для всех электронных девайсов. Его суть:

  • контроллер, закрепленный на колесо, собирает информацию о его состоянии (температура, давление);
  • передача собранных данных от датчиков к трансиверу осуществляется по радиоканалу (блютус), с частотой диагностирования не более 2–3 секунд;
  • когда показатели превышают верхнюю планку нормативных значений или падают ниже установленного уровня, – программа подает сигнал. Последний может быть световым или звуковым. Пределы давления можно прописывать самостоятельно в диапазоне, заданном производителем устройства (обычно это 1,7–3,2 бара).

Некоторые TPMS через Bluetooth выводят информацию еще и на смартфон.

TPMS Bluetooth

Питание системы контроля TPMS

Питается устройство от аккумуляторных батарей. При этом каждый датчик имеет индивидуальный аккумулятор. Контроллер может работать как от аккумуляторов, так и от солнечных батарей и бортовой сети, все зависит от модели. Система мониторинга питающаяся от солнечных батарей, в отличие от систем подключаемых к бортовой сети, очень удобна, так как почти все устройства работают от прикуривателя. А значит нет лишних, болтающихся проводов, и гнездо прикуривателя всегда свободно.

Питание системы TPMS от бортовой сети автомобиля

Аккумуляторы датчиков внутренней установки имеют продолжительный ресурс. Обычно он составляет от одного до трех лет. После чего колеса снова разбортовывают и производят полную замену датчиков.

Все типы внешних контроллеров имеют сенсор G, который переводит их систему питания во время постоя в «спящий режим». Это позволяет увеличить ресурс батареи. Сейчас сенсорами ограниченного энергопотребления комплектуются почти все электронные датчики, хоть внутренней, хоть внешней установки.

Как подключить датчики

Комплект марочной системы TPMS обычно состоит:

  • Из контроллеров с подписями для каждого колеса (количество зависит от класса авто, обычно в наборе идет четыре колпачка на легковой транспорт и шесть, если это система контроля давления в шинах для грузовиков). Подпись из двух латинских букв, где первая определяет расположение по горизонтали, вторая по вертикали. Пример: LF – левое (left) переднее (front).
  • Инструкции.
  • Трансивера с 1–5 кнопками по бокам, чтобы указать нормативы давления. На тыльной стороне крепежа приемника – двусторонний скотч для удобства монтажа. Держится этот прибор надежно, можно смело крепить на стекле, панели.
  • Набора ключей для разборки контроллеров или приемника.
  • Адаптера подключения (предусмотрен в проводных приспособлениях).
  • Запасных частей (наклейки, прокладки).

Установка внешнего датчика TPMS

Способ установки зависит от типа устройства. Внешние контроллеры можно поставить самостоятельно, просто заменив «родные» колпачки воздушной трубки на колесах. Здесь стоит обратить внимание на металл резьбы контроллера. Он может быть алюминиевым или латунным. Важно, чтобы он совпадал с собственной резьбой ниппеля во избежание окислений.

Внутреннюю TPMS устанавливают на площадках шиномонтажа. Процедура это недолгая и беспроблемная, зато защитит недешевую систему контроля давления в шинах от банального хищения.

Установка внутреннего датчика TPMS

Как прописать датчики

После технических работ по закреплению элементов, можно перейти к настраиванию параметров. Пользователь может задать пределы уровня давления в шинах для контроля. Для этого на боковой стороне приемника предусмотрены специальные кнопки. Поскольку нужны они исключительно для настройки, то количество их производители стараются свести к минимуму.

TPMS система

Современный рынок знает случаи, когда ресивер обходится всего одной кнопкой. Чтобы прописать данные, ее надо нажать нужное количество раз. Пример:

  • нажатие с удержанием 1–3 секунды (длинное) – включение/выключение;
  • пять коротких нажатий – запуск настройки TPMS-системы;
  • чтобы задать нижний предел можно использовать кнопки меню (сбоку, обычно подписаны стрелочками вверх/вниз) или опять же кликнуть один раз на основную кнопку;
  • зафиксировать норматив – нажать с удержанием.

Вместе с прописанными нормативами давления можно задать способ его измерения (бары, Килопаскали, psi), единицы измерения температуры (по Цельсию или Фаренгейту). В инструкции производитель подробно разъясняет порядок настройки своего приемника, проблем с этим у водителя возникнуть не должно.

Прописка датчиков TPMS

Выбор датчика

Рынок TPMS-систем – это десятки моделей безымянных (no-name) производителей (все в подавляющем случае из Китая) и 3–5 зарекомендованных марок. Из оптимальных вариантов по соотношению цена/продолжительность срока службы водители отметили японские системы мониторинга давления в шинах Carax, более известные среди автолюбителей, как разные версии CRX. Неплохо себя показали устройства Parkmaster.

При выборе конкретного девайса стоит обратить внимание на:

  • на радиус действия (дальность передачи сигнала, у «Каракс» он начинается с 8–10 метров);
  • способ подключения;
  • опции (передача данных на смартфоны/планшет, настройки);
  • гарантийный срок службы;
  • диапазон пределов давления, которые можно прописать.

Огромное значение имеет способ показа/вывода информации. Удобнее системы высокого класса (на экране системы мониторинга TPMS постоянно отображаются все колеса с указанием давления и температуры).


Стоит ли устанавливать дополнительные накладки на ремень безопасности

09 января 2018 | Оборудование | Просмотров: 883

Адаптеры для ремней безопасности способны повысить комфорт вождения. Но, безопасны ли такие накладки на РБ для детей в случае ДТП? Стоит ли их использовать? Как изготовить своими руками?

Какой должна быть автомобильная щетка для снега мягкая или жесткая

11 мая 2016 | Оборудование | Просмотров: 389

Очищать автомобиль от снега рукавом или ладонью не очень удобно и приятно, особенно когда дело касается заледеневшего лобового стекла. Для этого нужна щетка со скребком. Поговорим о ее выборе.

Чем отличается тормозная жидкость ДОТ 4 и ДОТ 3

01 мая 2016 | Автохимия | Просмотров: 2099

DOT 3, DOT 4 - понятно, что это аббревиатуры обозначающие эволюцию тормозной жидкости. Но чем одна лучше другой, чем они отличаются. Об этом в данной статье.

Городской седан за миллион: озвучена стоимость нового Peugeot 408

21 июня 2017 | Все новости мира авто и мото техники | Просмотров: 177

Новый городской седан Peugeot 408 обойдется россиянам минимум в миллион рублей. Читайте, какими преимуществами французский производитель намерен оправдать подорожание автомобиля.

Выбираем присадки для очистки топливной системы двигателя

17 апреля 2016 | Автохимия | Просмотров: 2789

Когда автомобиль начал «чихать» не спешите покупать новые свечи, высоковольтные провода и другие запчасти. Возможно, причиной всему является грязная топливная система. О способах ее прочистки в этой статье.

Через месяц в России начнутся продажи второго поколения Audi Q5

21 апреля 2017 | Все новости мира авто и мото техники | Просмотров: 108

Новый кроссовер Audi появится в дилерских центрах России уже в мае. Расскажем, каким он будет, во сколько обойдется и почему второе поколение популярного паркетника уже лучше первого.

Porsche Cayenne поставил силовой рекорд: отбуксировал самолет на 40+ метров

01 мая 2017 | Все новости мира авто и мото техники | Просмотров: 194

Компания Porsche поставила очередной рекорд для Книги Гиннеса – на буксир взят самолет Airbus A380. Расскажем, как происходила большая первомайская демонстрация силы от Porsche Cayenne.

Паркетник Haval H8 превратился во внедорожник

15 мая 2017 | Все новости мира авто и мото техники | Просмотров: 248

Городской кроссовер Н8 от Haval не оправдал надежд по реализации. Теперь он дополнен полным приводом и системами езды по бездорожью, узнайте, каким станет новый H8, когда приедет в Россию.

Кратко об использовании рамок перевертышей для гос. номера

16 марта 2016 | Оборудование | Просмотров: 14099

В последнее время многие любители быстрой езды используют различные технические ухищрения для скрытия номерных знаков от камер видео-фиксации. Законны ли такие действия рассказывается в данной статье.

Как выбрать чайник в машину, работающий от прикуривателя

17 июня 2016 | Оборудование | Просмотров: 1515

Чайник, работающий от прикуривателя – это незаменимый аксессуар в дороге или на отдыхе. Читайте, как правильно выбрать этот прибор и на что обратить внимание.

Как сделать боковые кофры для мотоцикла своими руками

13 сентября 2017 | Мототехника | Просмотров: 2425

Боковые кофры довольно часто необходимы мотоциклисту не только в путешествиях, но и в повседневных поездках по городу. Такие полезные аксессуары могут быть изготовлены самим байкером. Предлагаем несколько вариантов для самостоятельного...

Бывший сотрудник Toyota создал нетонущий автомобиль

19 января 2018 | Все новости мира авто и мото техники | Просмотров: 245

Обеспокоенный проблемой цунами, бывший сотрудник концерна Toyota Motor, создал уже четвертый рабочий прототип электромобиля-амфибии, способного передвигаться по поверхности воды.

Выбираем автомобильный инвертор 12/220v

04 февраля 2016 | Электроника | Просмотров: 2060

Фраза «автомобильный инвертор» в настоящее время уже никого не удивляет, все знают, что это такое. Однако не все знают, на какие параметры нужно обращать свое внимание при их выборе. Изучим...

Какой квадроцикл выбрать для ребенка и для себя

17 марта 2016 | Мототехника | Просмотров: 1347

При выборе такого четырехколесного вездехода не следует опираться только на его стоимость. Нужно знать какие типы квадро- и квадрициклов бывают и чем они отличаются. Читайте об этом в данной статье.

Рейтинг автомобильных компрессоров

06 июня 2016 | Оборудование | Просмотров: 2274

Автомобильные компрессоры отличаются друг от друга, как принципом действия, так и техническими характеристиками. Как выбрать самый надежный из них, да еще и за разумные деньги, об этом читайте далее.

Авто-Мото Штучки
© Информационный портал "Авто-Мото Штучки", 2015-2018.
Копирование материалов запрещено.