Как самому установить тахометр на мотоцикл

      СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Назначение и принцип действия тахометра
  2. Модели, производители и цены
  3. Установка и подключение
  4. Самостоятельное изготовление тахометра
  5. Видео

Некоторые обладатели «железных коней» считают спидометр главным измерительным прибором, установленным на мотоцикле. Конечно, скорость, с которой вы двигаетесь – информация важная (особенно для сотрудников ГИБДД). Однако, «рассказать» правильно ли выбрана передача для данной скорости, поможет только тахометр, информирующий мотоциклиста о количестве оборотов двигателя. Не все байки оборудованы этим полезным прибором. Установить же тахометр на мотоцикл своими руками в настоящее время довольно просто.

Назначение и принцип действия тахометра

Тахометр – это устройство, которое измеряет количество оборотов двигателя мотоцикла за одну минуту и отображает эту информацию на приборной панели (в удобно читаемом виде). Показания этого прибора необходимы мотоциклисту (особенно начинающему) для:

  • своевременного переключения скорости на коробке передач: как только обороты двигателя увеличиваются до определенного значения, необходимо переключаться на повышенную передачу и наоборот;
  • предотвращения эксплуатации силового агрегата мотоцикла на предельных режимах (об этом сигнализирует красный сектор тахометра);
  • экономии топлива в том случае, если работа двигателя осуществляется на оптимальных оборотах (наиболее соответствующих включенной передаче, нагрузке на мотоцикл и дорожным условиям).

Тахометр измеряет обороты двигателя

Приборная панель многих современных байков изначально оборудована этим полезным «информатором». Однако на бескрайних просторах нашей Родины в использовании находится еще огромное количество мотоциклов советского и российского производства (например, «Урал», «ИЖ», «Восход»), не оснащенных тахометрами. К слову, многие модели легендарных «Harley Davidson» и «Triumph», также не имеют штатных указателей числа оборотов двигателя. Тахометр на мотоцикл, не установленный при постройке, можно приобрести и установить самостоятельно.

Модели, производители и цены

Модельный ряд тахометров, предназначенных для установки на мотоциклах, мопедах и скутерах, весьма разнообразен как по цене, дизайну, исполнению (со стрелкой или цифровым дисплеем), так и по количеству производителей, изготавливающих продукцию данного назначения.

Универсальный электронный тахометр (от китайских производителей «Vodool» или «Kkmoon») со светодиодной подсветкой в корпусе из нержавеющей стали (Ø=56 мм, высотой корпуса – 60 мм) стоит всего 540÷650 рублей.

Китайские тахометры

За те же 500÷700 рублей можно приобрести изделия с цифровой индикацией количества оборотов в минуту от «Ironwalls» или «FCD».

Тахометры со светодиодными дисплеями

Владельцы дорогих и престижных марок мотоциклов (однако, не оборудованных штатным тахометром) могут приобрести и установить изделия от всемирно известных и хорошо зарекомендовавших себя «Baron», «Koso», «J&P Cycles» или «Sunpro». Однако стоимость этих изделий будет находиться уже в пределах от 3000 до 12000 рублей.

Дорогие тахометры

Установка и подключение

Монтаж тахометров, дополнительно устанавливаемых на мотоцикл, довольно прост. Кронштейн, закрепленный на корпусе изделия, позволяет легко установить прибор на один из болтов крепления руля к вилке.

Тахометр крепим к болту вилки

Установить изделия на руль в наиболее удобном для обзора месте позволит применение специальной крепежной муфты для установки дополнительного оборудования. Ее можно без труда приобрести за 200÷300 рублей в любом магазине аксессуаров для мотоциклов. Некоторые модели тахометров имеют такие крепежные приспособления уже в комплекте поставки.

Муфта для крепления тахометра

Некоторые производители в составе с самим измерительным прибором поставляют полный набор самых различных крепежных элементов и проводов для подключения.

Полный комплект тахометра для мотоцикла

Схема подключения довольно проста и не вызовет затруднений даже у не очень «продвинутых» в электрике байкеров (к сведению: расцветка проводов указана для тахометров от китайских производителей):

  • один короткий провод (как правило, черный) подключаем к коммутируемому «+» замка зажигания;
  • второй короткий (зеленый) – к раме мотоцикла (в удобном месте);
  • третий короткий (черно-желтый) – к низковольтному контакту катушки, идущему на прерыватель;
  • два длинных тонких провода (черный и красный) – параллельно лампочке подсветки спидометра.

Электрическая схема

Важно! Провода подключения тахометров американских и европейских производителей имеют другую расцветку. Но в отличие от китайских поставщиков в комплекте обязательно присутствует схема подключения устройства.

Самостоятельное изготовление тахометра

Наиболее распространенный вариант изготовления тахометра на мотоцикл своими руками – использование в качестве основы для самодельного измерительного устройства штатного прибора ТХ-193-38130 от автомобиля ВАЗ-2106 (или ВАЗ-2103, или Нива-2121).

Методика изготовления:

  • Аккуратно разбираем автомобильный тахометр ТХ-193.
  • Конденсатор (емкостью 0,22 мкФ), установленный в цепи амперметра, выпаиваем и устанавливаем новый (емкостью 0,47 мкФ). В противном случае показания прибора будут занижены в 2 раза.

Разборка тахометра ТХ-193

  • Собираем устройство в обратной последовательности.
  • Из металлической банки (например, из-под кофе) подходящего диаметра изготавливаем корпус.

Корпус из металлической банки

  • Крепим изготовленное устройство в наиболее удобном месте (например, рядом со спидометром).
  • Подключаем прибор к электрической цепи мотоцикла (схема аналогична описанной выше).

Устанавливаем и подключаем самодельный тахометр

  • Заводим мотоцикл и проверяем самодельный тахометр в работе.

Для информации! Создавать такой «шедевр» экономически оправдано, если есть возможность приобрести б/у ТХ-193 на автомобильной разборке, так как новый стоит сейчас 900÷1100 рублей.

Авто-Мото Штучки
© Информационный портал "Авто-Мото Штучки", 2015-2017.
Копирование материалов запрещено.